Тема 1. 2 характеристика и структура финансовой системы государства

1 Общее понятие о финансовой системе государства. Финансовая система -совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система Республики Беларусь

СФЕРЫ ЗВЕНЬЯ

Государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты)

Общегосударственные (централизованные) финансы

Государственные целевые (бюджетные и внебюджетные) фонды

Государственный кредит

Финансы коммерческих организаций

Финансы субъектов хозяйствования

(децентрализованные финансы) Финансы некоммерческих организаций

Финансы домашних хозяйств

Рынок ценных бумаг

Финансовый рынок

Кредитный рынок

Валютный рынок

Органы управления финансами страны: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, другие финансовые органы

2.Сферы и звенья финансовой системы. Сферы: общегосударственные (централизованные) финансы; финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы); финансовый рынок. Ключевую роль: бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также государственный кредит. Государственный бюджет - финансовый план государства, определяющий источники формирования его доходов и направления их использования на обще­государственные нужды. Государственные целевые бюджетные фонды аккуму­лируют установленные законодательством платежи хозяй­ствующих субъектов. Они предназначены для финансиро­вания государственных нужд, отраженных в названиях фондов. Аккумулируемые денежные средства выступают в качестве дополнительных источников финансирования и позволяют в значительной степени снизить нагрузку на бюджет. Госу­дарственный кредит - отражает кредитные от­ношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Финансы коммерческих предприятий, где создается чистый доход – главный источник формирования финансовых ресурсов остальных звеньев финансовой системы.

В зависимости от отраслевой направленности подразделяются на финансы промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д. Финансы некоммерческих организаций - здесь в основном не преследуется получение прибыли. Финансы д омохозяйств образуются за счет доходов от предпринимательской деятельности, финансо­вых операций с ценными бумагами, депозитов и социаль­ных выплат.

Финансовый рынок – это совокупность экономических отношений, обеспечивающих мобилизацию, распределение, куплю-продажу, эффективное использование временно свободных финансовых средств. Основными средствами на финансовом рынке выступают деньги, ценные бумаги, депозиты, кредиты.

Все сферы и звенья финансовой системы тесно взаимодействуют между собой: финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с общегосударственными финансами при уплате налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, при получении средств из них; внутри сферы существуют связи между субъектами хозяйствования при совершении финансовых операций и т.д.

3. Управление финансовой системой государства ( сознательным процессом организации органов управления финансовыми потоками).

Для управления создаются специальные финансовые органи­зации, учреждения, институты. Управление финансовой системой возложено на выс­шие законодательные и исполнительные органы власти: Президента, Национальное собрание, Совет Республики и Палату представителей. Они определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законода­тельство и осуществляют общий контроль за его соблюде­нием. На региональном уровне полномочиями по управле­нию наделены местные органы власти. За оперативное управление отдельными звеньями фи­нансовой системы отвечает финансовый аппарат, вклю­чающий множество организационных структур на всех уровнях. На о бщегосударственном уровне основными органа­ми управления финансами являются Министерство фи­нансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный тамо­женный комитет Республики Беларусь. Министерство финансов. Задачи: организация составления проекта бюджета и его ис­полнения; разработка долго- и краткосрочных прогнозов развития экономики, конкретных социальных и экономических программ в стране; обоснование предложений по совершенствованию на­логовой и ценовой политики, формированию отечествен­ного финансового рынка, участию в международных операциях; совершенствование страховой деятельности в стране; выпуск и размещение государственных внутренних займов Республики Беларусь. Министерство по налогам и сборам Республики Бела­русь решает следующие задачи: осуществляет контроль за правильностью, полнотой и своевременностью поступления налоговых платежей в доход бюджета; обосновывает прогноз налоговых платежей на очередной финансовый год, изучает изменения в их структуре; анализирует эффективность взыскания налогов, ха­рактер и степень их влияния на финансово-хозяйственную деятельность плательщиков и формирование доход­ной части бюджета; разрабатывает нормативные правовые акты, формы отчетности по вопросам, связанным с взысканием налогов. Государственный таможенный комитет должен спо­собствовать повышению эффективности таможенного администрирования и созданию благоприятных условий для работы участников внешнеэкономической деятельно­сти за счет повышения качества предоставляемых услуг. Задачи: взимание таможенных платежей, контроль за правильностью, своевременностью их исчисления и уплаты; приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при нарушении ими норм таможенного и налогового законодательства; принятие мер по принудительному взысканию тамо­женных платежей; создание условий, благоприятствующих ускорению товарооборота через таможенную границу; повышение степени соблюдения таможенного зако­нодательства и эффективности борьбы с правонарушения­ми в сфере таможенного дела и др.

Процесс управления финансами с помощью различных форм и экономических инструментов, этапы:

прогнозирование и планирование, т.е. обоснование источников формирования финансов и направлений их использования; реализация намеченных планов и программ посредством обеспечения полной и своевременной мобилизации финансовых ресурсов, их экономного расходования и достижения позитивных результатов; текущий и последующий контроль за соблюдением законодательства и эффективностью принятых и реализо­ванных решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: