Доходы бюджета — это денежные поступления, которые централизуются в государственном бюджете в результате изъятия части доходов хозяйствующих субъектов и населения, а также посредством взимания установленных платежей и сборов. В процессе мобилизации бюджетных ресурсов реализуются функции: Фискальная функция заключается в обязательном аккумулировании денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных потребностей. Регулирующая -в воздействии государства на общественные процессы в ходе изъятия платежей в бюджет посредством регулирования рентабельности отдельных субъектов, а также стимулирования развития приоритетных отраслей хозяйства Поскольку изъятие и перечисление установленных законом платежей носят обязательный характер, то данному процессу сопутствует постоянный контроль за правильностью исчисления и своевременностью погашения финансовых обязательств перед государством. Источники доходов бюджета, классификация: По методу аккумуляции доходов: обязательные платежи (налоги, сборы); необязательные платежи (займы, пожертвования, лотерейные доходы и др.). По типу плательщика: • юридические лица; физические лица. По источнику доходов: прибыль, доход хозяйствующих субъектов; имущество субъектов хозяйствования, граждан и государства; личные доходы граждан; штрафы, удержания. По характеру поступления платежей: текущие (безвозмездные потоки средств, поступающие в виде налогов и сборов, социальных отчислений и поступлений от внешнеэкономической деятельности); капитальные доходы (налоги на капитальные активы, доходы от реализации нефинансовых активов, капитальные трансферты и т.п.). По территориальной принадлежности: доходы республиканского значения; доходы местных бюджетов. Назначением государственного бюджета - финансирование социально-экономического развития республики. С этой целью аккумулируемые в бюджете доходы направляются на обслуживание общегосударственных потребностей, к которым можно отнести мероприятия, связанные с подъемом экономики, развитием социально-культурной сферы, обеспечением безопасности государства, содержанием административного аппарата управления и т.д.
|
|
Расходы бюджета - денежные средства, которые используются на цели, предусмотренные в Законе о государственном бюджете, осуществляются в форме бюджетного финансирования отдельных предприятий, учреждений и организаций. На объем и структуру в каждом текущем периоде оказывает влияние факторы:• ситуация в стране и мире, обусловливающая необходимость решения конкретных задач; • особенности общественного и экономического развития страны и отдельных регионов; • финансовая политика государства. Признаки: безвозмездностью и безвозвратностью финансирования: бюджетные ресурсы предоставляются в постоянное пользование без соответствующей оплаты; целевой направленностью на конкретные мероприятия или виды затрат. Подвергаются постоянному мониторингу со стороны государства, соответствующих ведомств и других контролирующих органов, которые наблюдают за эффективностью расходования бюджетных средств. Классификация: По направлениям различают внешние расходы (бюджетные средства, которые идут на погашение и обслуживание внешнего государственного долга, финансирование международного сотрудничества в различных сферах деятельности, отчисления в бюджет Союзного государства России и Беларуси и др.) и внутренние (все остальные виды расходов). по функциональному назначению позволяет четко определить целевые направления бюджетных средств, связанные с выполнением основных функций государства. по экономическому содержанию отражает разграничение бюджетных средств на текущие и капитальные нужды. К группе текущих расходов относятся текущее финансирование органов государственной власти, текущие расходы на социально-культурные мероприятия, финансовая поддержка отдельных отраслей экономики, субъектов малого бизнеса и т.д. К капитальным расходам относятся бюджетные средства, которые используются на расширение воспроизводства, совершенствование инфраструктуры отдельных административно-территориальных единиц, модернизацию производства, финансирование инновационных и инвестиционных проектов. Ведомственное распределение отражает разделение средств по уровням управления (министерства, ведомства, конкретные предприятия, учреждения и другие организационные структуры). Бюджетная классификация расходов в Республике Беларусь основывается на принципах функциональности и ведомственности. В бюджетной классификации все расходы распределяются по разделам, подразделам, видам и параграфам.
|
|