Доходы и расходы бюджетов

Доходы бюджета — это денежные поступления, которые централизуются в го­сударственном бюджете в результате изъятия части дохо­дов хозяйствующих субъектов и населения, а также по­средством взимания установленных платежей и сборов. В процессе мобилизации бюджетных ресурсов реализу­ются функции: Фискальная функция заключается в обязательном аккумулировании денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных потребностей. Регулирующая -в воздействии го­сударства на общественные процессы в ходе изъятия пла­тежей в бюджет посредством регулирования рентабельно­сти отдельных субъектов, а также стимулирования раз­вития приоритетных отраслей хозяйства Поскольку изъятие и перечисление установленных за­коном платежей носят обязательный характер, то данному процессу сопутствует постоянный контроль за правиль­ностью исчисления и своевременностью погашения фи­нансовых обязательств перед государством. Источники доходов бюджета, классификация: По методу аккумуляции доходов: обязательные платежи (налоги, сборы); необязательные платежи (займы, пожертвования, ло­терейные доходы и др.). По типу плательщика: • юридические лица; физические лица. По источнику доходов: прибыль, доход хозяйствующих субъектов; имущество субъектов хозяйствования, граждан и го­сударства; личные доходы граждан; штрафы, удержания. По характеру поступления платежей: текущие (безвозмездные потоки средств, поступа­ющие в виде налогов и сборов, социальных отчислений и поступлений от внешнеэкономической деятельности); капитальные доходы (налоги на капитальные акти­вы, доходы от реализации нефинансовых активов, капи­тальные трансферты и т.п.). По территориальной принадлежности: доходы республиканского значения; доходы местных бюджетов. Назначением государственного бюджета - финансирование социально-экономического разви­тия республики. С этой целью аккумулируемые в бюджете доходы направляются на обслуживание общегосударствен­ных потребностей, к которым можно отнести мероприятия, связанные с подъемом экономики, развитием социально-культурной сферы, обеспечением безопасности государ­ства, содержанием административного аппарата управле­ния и т.д.

Расходы бюджета - денежные средства, которые исполь­зуются на цели, предусмотренные в Законе о государствен­ном бюджете, осуществляются в форме бюджетно­го финансирования отдельных предприятий, учреждений и организаций. На объем и структуру в каждом те­кущем периоде оказывает влияние факторы:• ситуация в стране и мире, обусловливающая необхо­димость решения конкретных задач; • особенности общественного и экономического развития страны и отдельных регионов; • финансовая политика государства. Призна­ки: безвозмездностью и безвозвратностью финансирования: бюджетные ресурсы предоставляются в постоянное пользование без соответствующей оплаты; целевой направленностью на конкретные мероприятия или виды затрат. Подвергаются постоянному монито­рингу со стороны государства, соответствующих ведомств и других контролирующих органов, которые наблюдают за эффективностью расходования бюджетных средств. Классификация: По направлениям различают внешние расходы (бюд­жетные средства, которые идут на погашение и обслужи­вание внешнего государственного долга, финансирование международного сотрудничества в различных сферах дея­тельности, отчисления в бюджет Союзного государства России и Беларуси и др.) и внутренние (все остальные ви­ды расходов). по функциональному назна­чению позволяет четко определить целевые направления бюджетных средств, связанные с выполнением основных функций государства. по экономическому содержа­нию отражает разграничение бюджетных средств на теку­щие и капитальные нужды. К группе текущих расходов относятся текущее финансирование органов государствен­ной власти, текущие расходы на социально-культурные ме­роприятия, финансовая поддержка отдельных отраслей экономики, субъектов малого бизнеса и т.д. К капиталь­ным расходам относятся бюджетные средства, которые используются на расширение воспроизводства, совершен­ствование инфраструктуры отдельных административно-территориальных единиц, модернизацию производства, фи­нансирование инновационных и инвестиционных проектов. Ведомственное распределение отражает разделение средств по уровням управления (министерства, ведомства, конкретные предприятия, учреждения и другие организа­ционные структуры). Бюджетная классификация расходов в Республике Бе­ларусь основывается на принципах функциональности и ведомственности. В бюджетной классификации все расходы распределяются по разделам, подразделам, видам и параграфам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: