Тема 5. Финансовая политика государства

1.Финансовая политика государства, ее содержание, цели, задачи. Финансовая политика – это часть общей экономической политики, которая посредством соответствующих рычагов и методов активно участвует в регулировании финансовых процессов. Финансовая политика - это целенаправленная деятель­ность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использова­нием на основе финансового законодательства. Финансовая политика – это основанная на финансовых отношениях особая сфера деятельности государства в области формирования и использования финансовых ресурсов как на макроуровне, так и на микроуровне с целью экономического и социального развития. Стратегической целью является обеспечение экономической и социальной стабильности в стране на базе экономического роста. Основными целями: на­иболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соот­ветствующее наращивание государственных финансов для удовлетворения потребностей общества; повышение уров­ня доходности на душу населения; увеличение бюджетной обеспеченности жителей; выполнение социальных стан­дартов, повышение жизненного уровня населения страны.

Различают три основных типа финансовой политики: Классическая -невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого становится ограничение государственных расходов и налогов. Р егулирующей в основе экономическая теория Кейнса: государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономик с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.). Планово-директивная применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой, основана на системе директивных планово-распределительных функций государства и направлена на жесткое выполнение плановых показателей развития экономики. Перераспределение денежных средств с системе государственных финансов и государственных предприятий происходит в строгом соответствии с планом. Это вызывает жесткую централизацию и перераспределение через бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемы в экономике. Данная политика ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного капитала.

В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на котором находится экономика страны, субъекты власти используют следующие виды финансовой политики: стимулирующую (стабилизационную), охватывающую стадии спада и депрессии, связанную со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличение государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики; сдерживающую, охватывающую стадии экономического оживления и подъема, что предполагает снижение государственных расходов и усиление налогового бремени.

Финансовая политика государства включает: определение и разработку научно обоснованной страте­гии и тактики развития финансов в соответствии с главны­ми целями экономического развития страны; механизм распределения и перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с основными направлениями их использования; разработку и осуществление конкретных мероприятий для достижения поставленных целей.

Базиру­ется финансовая политика на соблюдении ряда требований: научный подход; учет конкретных исторических условий; тщательный анализ практики предшествующей хозяйственной и финансовой деятельности; применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики для выполнения поставленных задач конкретного этапа развития; повышение эффективности использования фи­нансовых ресурсов;прогнозирование результатов финансо­вой политики с учетом многовариантности расчетов; анализ достоверной информации о финансовом потенциале, объек­тивных возможностях предприятия и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на: Финансовая стратегия - это долговременный курс фи­нансовой политики государства, определенный на перспек­тиву и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной страте­гией развития страны. В процессе ее разработки прогнози­руются основные тенденции развития финансов, направле­ния их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений в соответствии долговременными целями социально-экономического развития Республики Беларусь. Финансовая тактика - это комплекс мероприятий, на­правленных на решение задач конкретного этапа развития государства на основе разработанной финансовой страте­гии, связанных с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из потребностей страны. Стра­тегия и тактика неразрывно связаны между собой. Страте­гия создает благоприятные условия для решения такти­ческих задач. Тактика, определяя наиболее острые пробле­мы развития экономики и социальной сферы, предлагает оперативные способы изменения финансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стра­тегией.

Финансовая стратегия в Республике Беларусь как элемент финансовой политики государства регламентиро­вана следующими основными документами: Программой социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на 2011-2015 годы; Стратегией развития банковского сектора экономики Республи­ки Беларусь на 2011-2015 годы; Стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года. Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года;• Инвестиционным кодексом республики Беларусь.
Основные направления финансовой стратегии Республики Беларусь следующие: о беспечение устойчивого экономического роста, поз­воляющего повысить реальные доходы населения; создание эффективной налоговой системы, отвечаю­щей требованиям экономического роста; - снижение налоговой нагрузки; - повышение эффективности государственных расходов и сокращение дефицита государственного бюджета; концентрация бюджетных средств с целью реализации государственных программ; оптимизация и совершенствование управления госу­дарственным долгом; привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны. Финансовую стратегию в нашей стране определяют ор­ганы государственного управления - парламент; Админист­рация Президента; Министерство финансов; Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и другие. Осу­ществляется с помощью Финансовый механизм - это совокупность установленных государством видов, форм и методов орга­низации финансовых отношений.

Различают механизмы. Директивный финансовый механизм определяется государством путем разработки и введения обязательных для всех субъектов хо­зяйствования финансовых отношений в сфере бюджетного устройства, налогообложения, финансового рынка. Регули­рующий финансовый механизм связан с распределительны­ми отношениями общего характера в той сфере финансов предприятий, где интересы государства прямо не затраги­ваются. Система финансового механизма включает в себя ряд групп и методов. Финансовый механизм государства обес­печивае т постоянное совершенствование законодательной базы финансов, развитие финансовых отношений, их регу­лирование, укрепление финансовой системы государства, стабилизацию его финансов, дальнейшее развитие внешне­экономических связей;

финансовый механизм местных органов власти - изыска­ние источников финансового обеспечения потребностей территорий. Бюджетный механизм направлен на разработку эффективной системы налогообложения, обеспечивающей формирование доходов бюджета, определение направлений их использования и методов финансирования. Механизм внебюджетных фондов обеспечивает сбор це­левых денежных средств, предназначенных для финанси­рования конкретных мероприятий по социальной защите населения. В коммерческих предприятиях финансовый ме­ханизм направлен на формирование и использование де­нежных фондов. Финансовый механизм некоммерческих организаций связан с бюджетным дотированием, субсидированием и получени­ем дополнительных доходов, связанных с коммерческой де­ятельностью. Механизм финансового рынка направлен на ак­кумулирование и эффективное использование временно сво­бодных денежных средств физических и юридических лиц.

К методам финансового механизма, раскрывающими его конструкцию, относятся: Инструменты, рычаги - это элементы распределения доходов (цена, налоги, прибыль и т.д.). Они способствуют формированию финансовых ресурсов и использованию фондов денежных средств. По выполняемым функциям подразделяются на: стимулы, санкции, нормы, нормативы, лимиты. Роль стимулов выполняют льготы; роль санкций - пени, штрафы и т.д. Финансовое обеспечение включает изыскание различных источников финансовых ресурсов для выполнения поставлен­ных целей (собственные, заемные, лизинг, факторинг и др.).

2 Составные части финансовой политики. Бюджетная политика - это стратегия и тактика выработки форм финансовых отношений, с помощью которых осуществляется мобилизация доходов в государственный бюджет для выполнения функций государства. Она связа­на с распределением фонда денежных средств государства, дальнейшим его использованием по целевому, отраслевому, территориальному назначению и ориентирована на дости­жение сбалансированного бюджета по доходам и расходам, на преодоление бюджетного дефицита.

Налоговая поли­тика - это стратегия и тактика государства по выработке форм финансовых отношений, позволяющих производить прямое изъятие части доходов у субъектов хозяйствования и населений в бюджет страны. Свое назначение и функ­ции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующие функции. Фис­кальная функция реализуется посредством изъятия доходов хозяйствующих субъектов и населения для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражает­ся через экономические рычаги воздействия (мотивация к труду; экономия финансовых ресурсов; финансовая подде­ржка рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие. Ценовая политика - стратегия и тактика государства по регулированию процесса ценообразования и выработке форм финансо­вых отношений, связанных с получением доходов в бюджет государства. Основную роль по реализации бюджетно-налоговой по­литики в Республике Беларусь выполняет Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам. Денежно-кредитная политика - это стратегия и тактика государства в лице Национального банка Республики Беларусь по вы­работке форм финансовых отношений, предназначенных для достижения и поддержания высокого уровня экономи­ки страны, стабилизации цен; укрепления национальной денежной единицы, уменьшении инфляции. Текущая де­нежно-кредитная политика направлена на: предоставление кредитов субъектам хозяйствования и населению на более привлекательных условиях; развитие финансового рынка; повышение устойчивости белорусского рубля; внедрение инноваций в банковскую сферу; привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

3 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе. Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений: развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования; радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств; стимулирование предпринимательства и деловой инициативы; рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; развитие импортозамещающих производств; устойчивое развитие регионов. Основными з адачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг. Экономическая политика государства в предстоящем пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других. На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства. Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии — динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%. Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%. В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники. Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок. Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%. Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза. Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления. В предстоящем пятилетии продолжится реализация мер по дальнейшему развитию малых и средних городских поселений. Усилится их роль как центров развития предпринимательства и инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: