Современная технология строительного производства основана на выполнении строительных процессов с помощью машин. Парк строительных машин, находящихся в распоряжении строительных организаций, очень велик, но несмотря на это около 50% рабочих все еще выполняют различные операции вручную. Вытеснение ручного труда — важнейшая задача. Она может быть решена в результате внедрения более совершенных машин и улучшения степени их использования, комплексной механизации и автоматизации строительных процессов наряду с широким применением сборных конструкций.
Структура парка строительных машин улучшается вследствие создания размерных рядов машин, увеличения их мощности, маневренности и повышения износостойкости.
В новом размерном ряду строительных башенных кранов имеются краны, предназначенные для монтажа зданий высотой до 30 этажей. Грузоподъемность стреловых кранов доведена до 160т, пневмоколесных - до 100т, автомобильных (с отдельным двигателем хода) - до 63 т. Значительно увеличивается выпуск мощных бульдозеров с двигателями до 540 л.с., самоходных скреперов с ковшом вместимостью 15-25 м3 и скоростью передвижения до 70 км/ч.
В перспективе - выпуск кранов с телескопически стрелами грузоподъемностью до 120т, скреперов с ковшами вместимостью до 40 м3.
Комплексная механизация — это метод производства строительных работ, при котором все технологические операции определенного процесса (основные и вспомогательные) выполняются при помощи комплекта машин и средств малой механизации, увязанных между собой по технологическому назначению, техническому уровню и производительности, что обеспечивает заданный темп работ и оптимальные ТЭП.
В каждом таком комплекте имеется одна или несколько ведущих машин, с помощью которых выполняются основные технологические процессы и операции. По ведущей машине определяют производительность комплекта, его состав и организацию процесса в целом. Например, при комплексной механизации земляных работ в процессе устройства котлована ведущей машиной, определяющей производительность комплекта, является экскаватор. По его производительности и другим параметрам выбирают комплектующие машины - автосамосвалы для отвозки грунта, бульдозеры для планировки дна котлована, бульдозеры и катки для работ на отвале грунта.
Значительные успехи достигнуты в автоматизации предприятий строительной индустрии, например бетонных и растворных заводов, конвейерных линий на ДСК. Широкое применение нашли автоматизированные системы управления строительством (АСУС), предназна-ченные для регулярного решения основных задач производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций.
В строительных машинах используют автоматические ограничительные, предохрани-тельные и учетные устройства. Идет автоматизация и такой сложной цепи, как человек — рабочий орган машины — объект воздействия — привод машины. Так, например, работают автогрейдеры, снабженные системой «Профиль-2», обеспечивающей автоматическую стабилизацию положения отвала. В траншейных экскаваторах автоматизирован контроль направления и уклона дна траншеи, в скреперах и бульдозерах — управление процессом копания и т. п.
Сложнее автоматизировать монтажно-укладочные процессы, осуществляемые непосредственно при возведении объекта. Однако и здесь находят применение башенные краны с радиопрограммным управлением, бетононасосы с гидроприводом и телеуправлением операцией по укладке бетонной смеси и другие устройства.