Комплексная механизация и автомати-зация строительства

Современная технология строитель­ного производства основана на выполне­нии строительных процессов с помощью машин. Парк строительных машин, на­ходящихся в распоряжении строитель­ных организаций, очень велик, но несмотря на это около 50% рабочих все еще выполняют различные операции вручную. Вытеснение ручного труда — важнейшая задача. Она может быть решена в результате внедре­ния более совершенных машин и улуч­шения степени их использования, комп­лексной механизации и автоматизации строительных процессов наряду с широ­ким применением сборных конструк­ций.

Структура парка строительных машин улучшается вследствие создания раз­мерных рядов машин, увеличения их мощности, маневренности и повышения износостойкости.

В новом размерном ряду строительных башенных кранов имеются краны, пред­назначенные для монтажа зданий высо­той до 30 этажей. Грузоподъемность стреловых кранов доведена до 160т, пневмоколесных - до 100т, автомобиль­ных (с отдельным двигателем хода) - до 63 т. Значительно увеличивается вы­пуск мощных бульдозеров с двигателями до 540 л.с., самоходных скреперов с ковшом вместимостью 15-25 м3 и ско­ростью передвижения до 70 км/ч.

В перспективе - выпуск кранов с телескопически стрела­ми грузоподъемностью до 120т, скрепе­ров с ковшами вместимостью до 40 м3.

Комплексная механиза­ция — это метод производства строи­тельных работ, при котором все технологиче­ские операции определенного процесса (основные и вспомогательные) выпол­няются при помощи комплекта машин и средств малой механизации, увязан­ных между собой по технологическо­му назначению, техническому уровню и производительности, что обеспечивает заданный темп работ и оптимальные ТЭП.

В каждом таком комплекте имеется одна или несколько ведущих машин, с помощью которых выполняются основ­ные технологические процессы и опера­ции. По ведущей машине определяют производительность комплекта, его со­став и организацию процесса в целом. Например, при комплексной механи­зации земляных работ в процессе уст­ройства котлована ведущей машиной, определяющей производительность ком­плекта, является экскаватор. По его производительности и другим парамет­рам выбирают комплектующие маши­ны - автосамосвалы для отвозки грун­та, бульдозеры для планировки дна котлована, бульдозеры и катки для ра­бот на отвале грунта.

Значительные успехи достигнуты в автоматизации предприятий строительной индустрии, например бетонных и растворных заводов, конвейерных линий на ДСК. Широкое применение нашли автоматизированные системы управления строительством (АСУС), предназна-ченные для регулярного решения основных задач производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций.

В строительных машинах используют автоматические ограничительные, предохрани-тельные и учетные устрой­ства. Идет автоматизация и такой слож­ной цепи, как человек — рабочий ор­ган машины — объект воздействия — привод машины. Так, например, рабо­тают автогрейдеры, снабженные систе­мой «Профиль-2», обеспечивающей ав­томатическую стабилизацию положения отвала. В траншейных экскаваторах автоматизирован контроль направления и уклона дна траншеи, в скреперах и бульдозерах — управление процессом копания и т. п.

Сложнее автоматизировать монтажно-укладочные процессы, осуществляемые непосредственно при возведении объек­та. Однако и здесь находят применение башенные краны с радиопрограммным управлением, бетононасосы с гидропри­водом и телеуправлением операцией по укладке бетонной смеси и другие устрой­ства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: