к продуктивным видам деятельности.................. 103
Формирование интереса к лепке......................... 103
Формирование интереса к рисованию............... 108
Формирование интереса к аппликации.............. 117
Формирование интереса к конструированию.... 123
Раздел 7. Музыкальные игры и упражнения...... 129
Формирование эмоционального контакта
с новым взрослым................................................. 129
Формирование предпосылок к общению
со сверстниками.................................................... 137
Введение
В книге представлена система игр и занятий, направленных на активизацию, совершенствование, формирование и коррекцию основных линий развития ребенка раннего возраста (1—3 года) с психофизическими отклонениями.
Содержание книги включает в себя семь разделов. Раздел 1 посвящен играм и упражнениям, направленным на социальное развитие ребенка. Проведение этих игр способствует выделению ребенком себя из окружающей действительности, формирует представление о себе и своем «Я», а также представления о других и об окружающем предметном мире.
|
|
Раздел 2 включает игры и упражнения, направленные на физическое развитие ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями. Использование игр этого раздела будет способствовать развитию и коррекции общих движений, ручной и мелкой моторики и формированию зрительно-двигательной координации.
Раздел 3 представлен играми, способствующими активизации и совершенствованию ориентировочной деятельности, развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), ознакомлению
ребенка с окружающей действительностью: живой и неживой природой и природными явлениями, развитию речи.
В раздел 4 включены игры и задания, направленные на развитие предметных и предметно-игровых действий, формирование способов усвоения общественного опыта: совместных действий, подражания, указательного жеста, действий по показу, действий по речевой инструкции.
Использование игр и заданий раздела 5 помогут сформировать у детей раннего возраста с психофизическими нарушениями интерес к самостоятельному выполнению действий, связанных с навыками самообслуживания и гигиены.
В разделе 6 даны игры и занятия, использование которых будет способствовать формированию у детей предпосылок к продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, аппликации и конструированию.
В разделе 7 представлено содержание музыкально-дидактических и подвижных игр с музыкальным сопровождением, направленных на формирование интереса у детей к музыкальным видам деятельности (пение, восприятие музыки, ритмических способностей и т.д.).
|
|
Использование игр и занятий, представленных в пособии, будет способствовать усвоению ребенком правильных форм поведения, умению взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях, формированию положительных личностных качеств.
Книга адресована педагогам-дефектологам, родителям, воспитателям дошкольных учреждений.
Раздел 1
Игры, направленные на социальное развитие
Формирование своего «Я»
1. Игра «Испечем оладушки»
Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, познакомить ребенка со своими руками, их функциональным назначением.
Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладушки»: демонстрирует ребенку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:
Ладушки, ладушки, Испечем оладушки, Испечем оладушки Мы для нашей бабушки.
Затем взрослый просит раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»
Если ребенок не может выполнить задание самостоятельно, используются совместные действия.