Значение философских исследований И. Канта

Значение философских изысканий Иммануила Канта для истории западной философии сложно переоценить. Оно заключается не только в том, что «…просветительство достигло своей философской вершины в лице Канта» [см.: 16, с.368], иначе говоря, в том, что Кант является хотя и значительной, но во многом частной историко-философской фигурой, всецело включённой в конкретную культурную ситуацию деятельности Немецкого Просвещения [см.: 9, с.399-401]. Вл. Соловьёв, например, считал что «…Кант – основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что всё развитие философии если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию должно быть разделено на два периода: до-критический (или до-кантовский) и после-критический (или после-кантовский)» [16, с. 441].

Рассмотрим, что именно в философских исследованиях Канта позволяет сделать такой вывод, почему с именем Канта связывают «…переворот в философии, равный по масштабам Великой французской революции» [10, с.345].

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кёнигсберге. Подробная, а самое главное, критически осмысленная биография Канта дана в работе Эрнста Кассирера «Жизнь и учение Каната» [см.: 8, с.7-376]. Мы отметим лишь некоторые необходимые моменты этой биографии и сосредоточимся на её творческой части.

Кант прожил всю свою жизнь в Кёнигсберге, никогда не покидая этот город в Восточной Пруссии. В наше время Кёнигсберг, равно как и Восточная Пруссия, занятая советскими войсками после Второй Мировой войны, является частью Российской Федерации и носит имя Калининград. Поэтому Канта, с известной долей иронии, можно назвать не только великим немецким, но и великим российским философом.

Творческую биографию Иммануила Канта принято делить на два больших периода [см.: 11, с.303-305]. В рамках первого или, «докритического» периода Кант занимался в основном естественнонаучными вопросами и создал такие труды, как «Мысли об истинной оценке живых сил» (1746), «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), «Применение связанной с геометрией метафизики в философии природы» (1756) [см.: 6, с.3-34; 67-214; 267-288] и т.д.

В пределах докритического периода Кант формулирует ряд концепций, связанных с вопросами происхождения Солнечной системы, теоретического осмысления атмосферных процессов и т. д. Эти концепции имели большое значение по отношению к истории науки.

Но особое значение имеют труды, созданные Кантом в 1766 и 1770 году и носящие название «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики» и «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» [см.: 6, с.733-802; 823-867]. Именно в этих трудах Кант осознаёт те проблемные моменты философского мышления, которые станут основным предметом его исследований во вторую, «критическую» половину творческой биографии.

В качестве первого проблемного момента следует назвать возможность мыслить философию, которую в XVIII-XIX вв. по преимуществу называли метафизикой, как науку. Смысл этого проблемного момента заключается в осознании Кантом того, что традиционное в его времена понимание метафизики как познания недоступного повседневным чувствам особого духовного мира не только вызывает, но с необходимостью и должно вызывать у всякого серьёзного исследователя серьёзные же сомнения. Эти сомнения, прежде всего и главным образом, относятся к возможности теоретического обоснования и практического применения метафизики [см.: 4, с.762-774; 792-797].

Кант считает, что метафизика как наука, т.е. рационально обоснованное знание, имеющее возможность достоверной проверки полученных познавательных результатов так, как понимают метафизику его современники, действительно невозможна [см.: 4, с.789-790]. С другой стороны, утверждает Кант, нельзя признать удовлетворительным воззрения, при которых метафизика считается совершенно «бесполезной»: она позволяет предельно расширить границы познания, охватив не только то, что познается, но и те основания, с помощью которых такое познание вообще становится возможным [см.: 6, с.790-791].

С этой точки зрения, для Канта становится очевидной необходимость понимать метафизику как-то иначе, нежели то было традиционным в его время. И только осознание того что «…метафизика есть наука о границах человеческого разума» [6, с.791], считает Кант, позволит получить от неё теоретическую и практическую пользу. В противном случае, метафизические изыскания есть лишь беспочвенные фантазии, «грёзы метафизика, поясняющие грёзы духовидца». Лучшим же отношением к различного рода грёзам, по мнению Канта, является избавление от них с помощью слабительного [см.: 6, с.770].

Следующим проблемным моментом, на котором следует остановиться, разбирая докритический этап развития философских исследований Канта, является осознание Кантом причин отсутствия рационального обоснования у метафизических изысканий, существовавших в его время. Это осознание появляется впервые в таком труде, как «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира». Оно заключается в том, что Кант отмечает, что метафизика современной ему эпохи подходит к предмету своих исследований без самокритики или «догматично», тогда как любое исследование вообще а, значит, и метафизическое, в частности, необходимо предварять критическим уточнением принципиальных оснований самой исследовательской деятельности [см.: 6, с.835-836].

В работе «О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» Кант ставит задачей критическое осмысление основ некоторой исследовательской деятельности, а именно, - основ или «форм и принципов» исследования «чувственно воспринимаемого» и «умопостигаемого мира». Это становится понятным уже из названия этой работы. Как говорит непосредственно сам Кант, «…опыт такой пропедевтики [т.е. введения в предмет метафизических исследований – прим. С.К.] представляет собой наша диссертация» [6, c.836]. Результатом этого следует так же считать формулировку Кантом варианта разрешения проблемной ситуации, связанной с представлением метафизики как науки и рассмотренной им в работе «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики».

Но исследовательская деятельность Канта не останавливается на постановке и осмыслении результатов «пропедевтического опыта», позволяющего критически подойти к традиционному для его времени образу метафизики. Мысль Канта движется дальше, - за пределы критического осмысления основ метафизических исследований, за пределы критики метафизических «книг и систем» [5, c.24], полагающих в основание философскую «догму» различения «чувственно воспринимаемого» и «умопостигаемого» мира. Эволюция философских исследований Канта приводит его к вопросу о критике человека как мыслящего существа вообще, испытания способностей человеческого мышления «на прочность», установление границ его познавательных, нравственных и эстетических возможностей.

Решению этой грандиозной задачи и была посвящена та часть творческой биографии Канта, которую называют «критической».

Критический этап развития философских исследований Канта связан с такими его работами, как «Критика чистого разума» [5], «Критика практического разума» [7, с.247-437] и «Критика способности суждения» [7, c.1007-1373]. Три этих «Критики» были призваны ответить на три фундаментальные, с точки зрения Канта, философские вопросы: 1) что я могу знать; 2) что я должен делать; 3) на что я могу надеяться [см.: 5, c.594].

Ответ на первый фундаментальный вопрос, содержащийся в «Критике чистого разума», заключается в выделении и критическом анализе областей познания, связанных с соответствующими каждой области познавательными способностями человека: чувственностью, рассудком и разумом.

В каждой из познавательной способности Кант старается установить её принципиальное основание («априорную форму»), опираясь на которое чувственность может действительным образом чувствовать, рассудок, уже более не сомневаясь в верности или неверности чувственных данных, - судить, а разум – осуществлять метафизическое познание. Априорной формой чувственности Кант называет пространство и время; априорной формой рассудка – систему категорий; априорной формой разума – трансцендентальные идеи.

Непосредственная критика чистого разума сосредотачивается у Канта в моменте прояснения специфики каждой познавательной способности в соразмерной ей области.

Выясняется, что чувства, ограниченные пространством и выстроенные во времени, доставляют материал рассудку, который разбивает этот материал по рубрикам, судя о них в соответствии с тем или иным блоком категорий.

«Категориями» Кант называет формы мышления, позволяющие упорядочить чувственные данные по количеству (единство, множество, всеобщность); качеству (реальность, отрицание, ограничение); отношению (принадлежность и самостоятельность, причинность и зависимость, общение); а так же модальности (возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность) [5, с.155-156, 119].

Категориальная оформленность рассудка достигается за счёт такого свойства сознания, которое названо Кантом «трансцендентальное единство апперцепции» [5, c.139]. Трансцендентальное единство апперцепции есть свойство сознания, позволяющее ему быть единым во всех конкретных моментах своего проявления в виде общей фигуры самосознания «Я мыслю». Система категорий, общая для всех мыслящих субъектов, функционирует в отношении к любому своему эмпирическому выражению в качестве «трансцендентального субъекта» [5, с.320].

Анализ следующей познавательной способности, разума, показывает, по Канту, что разум, пытаясь познать сверхчувственную, метафизическую область, упорядочив её с помощью трёх родов идей (о субъекте познания, о мире, и о Боге), неизбежно впадает в неразрешимые противоречия или трансцендентальную диалектику. Эта диалектика не позволяет человеческому мышлению покинуть пределы чувственного, опытного познания и познавать вещи, так как они есть сами по себе. В этом заключается смысл Кантова понятия «вещь в себе».

Причиной неустранимой диалектичности разума Кант называет отсутствие у того материальной составляющей, аналогичной той, что есть у рассудка в процессе анализа чувственных данных. Обладая лишь формами, позволяющими метафизически мыслить, разум не обладает материей, которую с помощью этих форм следует упорядочивать. Таким образом, разум, по Канту, имеет лишь функцию наиболее общей регуляции познавательной деятельности и не позволяет получать окончательного знания о вещах в мире, как они есть сами по себе.

Ответ на второй фундаментальный вопрос, содержащийся в «Критике практического разума», заключается в критическом исследовании того, как человеку д о лжно поступать, когда (и если) он руководствуется лишь предписаниями собственного разума. В «Критике практического разума» Кант критикует традиционные попытки догматиков от этики определять поведение человека не через качества самого человека. Мотив возможности свободы человеческих поступков – центральная тема «Критики практического разума».

В свете результатов, достигнутых в «Критике чистого разума», становится очевидным, что свобода человека, заключающаяся в возможности мыслить его не только как чувственный феномен, подвергнутый рассудочной «обработке», но и как метафизическое существо, иначе говоря, - некоторую вещь в себе, не может быть адекватным образом постигнута самим человеком, чётко и недвусмысленно определена его разумом. Для того чтобы человеку не только сознавать свою свободу, но и действительным образом быть свободным, ему, считает Кант, необходимо не только иметь представление о себе, как о вещи самой по себе, но ещё и верить в «дополнительные» основания такого представления, а именно – бытие Бога и бессмертие души.

Ответ на третий фундаментальный вопрос, содержащийся в «Критике способности суждения», заключается в попытке Канта решить основную проблему, открывшуюся в свете двух первых «Критик», а именно, - неспособности человеческого разума действительным образом познать метафизические начала себя, мира и Бога и, в то же время, этической необходимости действовать, исходя из такого рода идей, как единственного гаранта собственной свободы.

Кант находит решение этой проблемы в ситуации возможности соотнести человеческую способность принципиально воспринимать возвышенное и прекрасное с объективной целесообразностью природы. Другими словами, мысль Канта может быть сведена к простой формулировке: мы таковы, какими создала нас природа для возвышения над прочими своими творениями и потому можем вообще усматривать что-либо возвышенное или прекрасное. Да, наш разум непреодолимо диалектичен, наше поведение требует критической коррекции, но наше человеческое существо в целом, тем не менее, заслуживает уважения: мы способны видеть красоту и приводить в согласие с ней нашу жизнь, делая её нравственной.

Таковы основные моменты творческой биографии основоположника немецкой классической философии Иммануила Канта. Рассмотрим, как идеи этого философа были развиты остальными представителями немецкой классики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: