Проблема субстанции в философии Нового времени

Второй наиболее важной проблемой философии Нового времени стало определение онтологического статуса бытия. Онтология получила в этот период новый импульс для своего развития. Сама проблема бытия при этом разрешалась через анализ понятия «субстанция».

Субстанция (от лат. substantia - сушность, лежащее в основании) есть первоначало, не имеющее внешней причины для существования себя самого, нечто неизменное, обладающее внутренним единством. В зависимости от того, сколько субстанций признается существующими, в философии допускают монизм (одна субстанция), дуализм (две субстанции), плюрализм (много субстанций) действительности.

У Р. Декарта субстанций две – духовная и материальная (телесная), причем они прямо противоположны. Высший, основополагающий признак первой есть мышление, второй – протяженность. Душа духовно, постоянно мыслит. В человеке субстанции мира объединены.

Дж. Локк пытался развивать не онтологическое, а гносеологическое понимание субстанции.

Дж. Локк (1632-1704) – выдающийся английский философ. Учился в оксфордском университета. С молодости увлекался естествознанием, особенно медициной. В 1688 г. стал членом Лондонского естественно-научного общества. Был домашним врачом в графской семье Шефтсбери, государственным служащим. С 1683 по 1688 годы проживал в Нидерландах. Потом вернулся на родину. К написанию философских трудов он обратился в уже в зрелые годы, особенно будучи в эмиграции. Наиболее известные труды Дж. Локка: «Опыт о человеческом разуме» (1690 г.), «Письма о веротерпимости» (1682-1692 гг.), «Разумность христианства» (1695 г.), «Два трактата о правлении» (1693 г.). Философия Дж. Локка характеризуется тем, что в ней значительный акцент сделан на разработке гносеологической проблематики.

По Дж. Локку, каждая субстанция есть набор неких определенных признаков или простых идей. При этом существование духовной субстанции проблематично. Материальная субстанция есть «подпорка» для вещей, «простых идей», чьи качества воспринимаются людьми. Опытным путем субстанцию нельзя познать, так как субстанция есть «не что иное, как неопределенное предположение неизвестно чего», поэтому Дж. Локку в отношении исследования субстанций приписывается агностицизм. Существование субстанций основано на вере в этот факт.

У Б. Спинозы субстанция причина самой себя («causа sui»). Она единственна и может быть названа природой, Богом. Б. Спиноза (1632-1677) – еврейский мыслитель, основоположник датской философии. Родился в амстердамской семье купца. Учился в еврейском религиозном училище, но не закончил его. За свои противоречащие официальной доктрине иудаизма взгляды и дружбу с неблагонадежными людьми и сектантами он был отлучен и изгнан из еврейской общины. Ввиду этого ряд лет Б. Спиноза был вынужден прожить в сельской местности. Поиски средств существования вынудили Б. Спинозу освоить ремесло шлифования линз. В 1669 году ему наконец-то удалось переехать в Гаагу, где он и проживал до самой смерти. Последние годы жизни Б. Спинозы были вновь отмечены преследованиями его, но уже со стороны и иудейского, и христианского духовенства. Его взгляды, выраженные в ставшем известным труде «Богословско-политический трактат», были отнесены последними к атеистическим.

Основные работы Б. Спинозы: «Богословско-политический трактат» (1670 г.), «Этика», «Политический трактат» и «Трактат об усовершенствовании интеллекта», которые были опубликованы посмертно в 1677 г. идейно близкими этому философу людьми.

Субстанция, по Б. Спинозе, обусловливает единство мира. Она вечна, вне времени. Бог-субстанция есть абсолютная бесконечность, атрибутами субстанции являются протяженность и мышление. Иначе говоря, две субстанции Р. Декарта были рассмотрены Б. Спинозой как два атрибута субстанции. Субстанция у Б. Спинозы рассматривается в итоге как абсолютно трансцендентальное понятие и бесконечное бытие.

Мир единичных вещей, которые постоянно, непрерывно меняются во времени, - потенциальная бесконечность. Время, мера и число относятся к миру вещей, не являются атрибутами субстанции. Отдельные вещи – единичные проявления субстанции, ее модусы. Теоретизирования по поводу субстанции закономерно привели Б. Спинозу к гилозоизму, панпсихизму и панлогизму. Вся материя, таким образом, у этого философа, одушевлена и обладает разумом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: