Социокультурные основания философии Нового времени

Западную философию Нового времени XVII – XVIII веков по праву называют классической. Это связано, прежде всего, с тем, что философы, творившие в эту эпоху, в работе над своими теоретическими построениями стремились сделать их безупречно четкими, логически строго выверенными, непротиворечивыми, ясно аргументированными, приближенными к строго научным обоснованиям естествознания. Отмеченное стало образцом для философов последующих веков. Даже сегодня, в начале нового тысячелетия, когда философия в постановке своих проблем и выборе методов теоретических доказательств во многом отличается от философии Нового времени, молодые мыслители, только еще делающие первые шаги в постижении и разработке собственных философских теорий, обязательно учатся у философов данного периода «искусству философской рефлексии».

Данное время, конечно же, неразрывно связано еще и с тем, что на философию периода Нового времени значительное влияние оказало развитие экспериментального естествознания, опирающегося на строгие математические обоснования. Для многих философов этого периода было заманчивым и характерным стремление придать своим оригинальным философским учениям уже не просто строгую системность, но именно аналогичную математически выверенным сложным научным теориям стройность и совершенство.

Развитие философии в XVIII в. и в первой половине XIX в. шло по пути дальнейшей разработки именно данного аспекта в построении философских доктрин и мы, в результате, до сих пор можем удивляться и восторгаться грандиозными философскими учениями немецкой философии, разрабатываемыми именно в данном ключе.

Особо значимыми для развития философской мысли Нового времени были идеи гениальных ученых И. Ньютона (1643-1727) и Г. Галилея (1564-1642).

Галилео Галилей выступил с резкой критикой устаревших аристотелевско-птолемеевских научных представлений. Его выдающиеся труды: «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки», «О механике», «Звездный вестник», «Диалог о двух важнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой». Галилео Галилей настаивал на том, что в науке, в опытном естествознании не должна присутствовать слепая вера авторитетам. Научные выводы должны опираться прежде всего на наблюдения, эксперименты, строгие индуктивные доказательства. Он заложил основы для новой астрономии и астрофизики, способствовал разработке научной механики.

Исаак Ньютон исследовал многие разделы естествознания. Разработка механики как системы, интегральное и дифференциальное исчисления, закон всемирного тяготения – наиболее важные привнесения этого мыслителя в развитие науки. Они были естественнонаучными «началами натуральной философии».

В XVII веке общественное развитие стран Запада происходило в условиях борьбы прогрессивных сил за преодоление остатков феодального типа хозяйствования и утверждение капиталистических отношений, «буржуазного типа ментальности» во всех сферах жизнедеятельности социума. Старый тип мышления и новый столкнулись на всем пространстве цивилизованного мира. В этих условия перед философией встала колоссальная задача найти новые пути для развития интеллектуальной культуры человечества.

Философия должна была преодолеть противоречия в фундаментальных основаниях мировоззрения и, как следствие этого, - общественного сознания данной эпохи. Почему возникли эти противоречия? Потому, что в западном мире со времен средневековья доминировала религиозная форма мировоззрения, основанная на догматике христианства. Мир, с точки зрения этих воззрений, сотворен Богом известным и описанным в библии способом, основные события будущей истории человечества известны. Существуют сознательные силы добра и зла, которые влияют на человека и борются за его душу. Такие идеи совершенно не приемлемы с точки зрения другого мировоззрения, которое начало в Западной Европе формироваться под влиянием успехов развития опытного естествознания. Постепенно утверждалась и даже стала доминировать среди прогрессивных, образованных социальных общностей новая точка зрения - мировоззрение, мировидение обязательно должны опираться на научные идеи, теории. Они должны являться ведущими для формирования мировоззренческих представлений.

Для науки нет раз и навсегда установленных по желанию кого-либо догм. Научное знание должно быть строго обосновано и верифицируемо, то есть проверено опытным путем. Для науки истина (ее критерии, сущность, обоснование) имеет фундаментальное значение, но научная истина не есть истина религиозная. Нередко научные знания и знания догматических религий противоположны, непримиримы. Наука апеллирует к разуму, а религия - к вере. Истина в религии, в частности в христианстве, связана с Божественным Откровением. Она уже дана человечеству Божеством. Бог указывает человечеству либо сам, либо через своих пророков и святых, что является истинным. В науке истину ищет ученый, исследователь. Она изначально, перед исследованием объекта может быть совершенно не определена. Исследователь, приступая к работе по разрешению какой-либо научной проблемы, может совсем не иметь представления: что он в итоге получит? Могут быть какие-то гипотезы, а могут и не быть.

Философия Нового времени дала миру целую плеяду выдающихся мыслителей. Среди них особо выделяются Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Томас Гоббс (1588-1679), Блез Паскаль (1623-1662), Бенедикт Спиноза (1632-1677), Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), Джон Локк (1632-1704).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: