М.Кольцова о тесте «школьной зрелости» - тест В.Керна – И.Еразика

В американской детской психологии имеется ряд систематических исследований в этом направлении. Начиная с 1920-х годов, там изучаются особенности развития ребенка с помощью таких проб, как изобра­жение человека. Флоренс Гуденаф — известный дет­ский психолог — определяла уровень интеллектуаль­ного развития детей в возрастном аспекте и сопостав­ляла полученные результаты с пробой изображения человека. Внимание обращалось не на техническую сторону рисунков, а на правильность «схемы тела», т. е. на то, как ребенок располагает части тела одну относительно другой, — ведь именно это отражает пра­вильность представлений малыша.

В обстоятельных исследованиях Ч. Гейтскелла по­казано, что между уровнем умственного развития ре­бенка и характером его изобразительной деятельно­сти имеется прямая зависимость. Гейтскелл собрал очень большой материал наблюдений, касающийся здоровых, правильно развивающихся детей и детей, у которых имеется задержка интеллектуального разви­тия. Он установил, что изобразительная деятельность умственно отсталых детей всегда задержана и сте­пень этой задержки чрезвычайно точно соответствует степени дефекта в умственном развитии.

Уильям Франкенбург (1972), используя данные других авторов и свои собственные, дает такую после­довательность этапов формирования изобразительной деятельности ребятишек.

В возрасте около трех лет ребенок начинает рисо­вать человека, состоящего из трех частей (обычно из головы, глаз и ног — парные части на рисунке счита­ются за одну часть).

В 4-4,5 года малыш рисует человека уже из шести частей.

Большой материал наблюдений собран венгерскими детскими врачами Г. Кишем и М. Либерманн. В числе других они использовали пробы с изображениями че­ловека и дерева. Как и в исследованиях американских психологов, обращалось внимание на правильность схемы и количество деталей.

Немецким психологом В. Керном были разработа­ны тесты так называемой «школьной зрелости» с ис­пользованием изображения человека, копированием десяти точек, расположенных одна от другой на рав­ном расстоянии по вертикали и горизонтали, и копи­рованием написанной фразы. Тесты Керна были усо­вершенствованы чешским психологом И. Еразиком и получили широкое распространение

Дети, хорошо развитые, готовые к обучению в школе, должны рисовать фигуру человека, правильно передавая схему тела, и изображать много деталей (глаза, уши, нос, волосы, шею, пальцы, подробности одежды); эти дети достаточно точно копируют распо­ложение точек и конфигурацию букв, ставят точку в конце фразы, показывая таким образом высокую спо­собность к подражанию.

За каждую пробу ставится оценка от 1 до 5 баллов (1 — самая высокая оценка, 5 — низкая, как это принято в Германии и некоторых других странах). Уровень «зрелости» устанавливается по суммарному (за выпол­нение всех трех заданий) количеству баллов. В катего­рию «зрелых» относят тех детей, которые получили в сумме не более 5 баллов, «среднезрелыми» считаются дети, выполнившие задания на 6-9 баллов и «незре­лыми» — дети, выполнившие задания на 10 и более баллов.

Первое задание: 1 балл — схема тела правильная и даны необходимые детали — голова, уши, волосы, туловище (с одеждой), руки с пятью пальцами, ноги; 2 балла — отсутствуют отдельные детали — волосы, пальцы; 3 балла — отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы; 4 балла — примитивное изображе­ние; 5 баллов — головоног.


Второе задание: 1 балл — точная копия образца, буквы соответствуют по величине или отличаются от образца не более чем вдвое, между буквами есть связь, наклон вправо не более чем на 30°; 2 балла — изобра­жение букв можно прочитать, но нет единого их на­правления; 3 балла — изображено правильно не менее четырех букв; 4 балла — набор штрихов; 5 баллов — сумбурное изображение.

Третье задание: 1 балл — полное сходство располо­жения точек (или небольшое отклонение отдельных точек или «столбика») и изменение масштаба не более чем в два раза; 2 балла — количество точек соответ­ствует образцу, отклонения трех точек в вертикаль­ном или горизонтальном направлениях не более чем на половину расстояния между точками; 3 балла — сохранено общее сходство, но количество точек не со­ответствует (количество точек не должно превышать 20 или быть менее 7), поворот рисунка может быть на 180°; 4 балла — сходство отсутствует, размеры и коли­чество точек не соответствуют образцу; 5 баллов — сумбурное изображение.

Необходимо подчеркнуть, что, для того чтобы сде­лать тот или иной вывод, следует видеть несколько рисунков, так как характер изобразительной деятель­ности меняется под влиянием утомления, той или другой эмоциональной настроенности детей и т. д. В условиях детского коллектива проведение описан­ных проб не представляет никакой трудности и по­зволяет определить уровень нервно-психического раз­вития детей с большой степенью уверенности.

Б


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: