Перспективы рынка PR в РФ

Российский PR-рынок очень молод. В Европе и Америке профессия «специалист по связям с общественностью», существует чуть ли не двести лет, а в России ей около двадцати.

Это огромный разрыв, который нам приходится преодолевать. Будущее PR неоднозначно, но можно с уверенностью сказать, что будут развиваться технологии, будет развиваться и PR.

Тем не менее, у PR-профессии в нашей стране, безусловно, большое будущее. Мы оттачиваем технологии, осваиваем новые направления PR (в первую очередь, отношения с инвесторами, финансовые коммуникации), совершенствуем профильное образование. Мы делаем все, чтобы связи с общественностью в России развивались как профессия и выполняли свою социальную функцию - формировать открытые, гармоничные отношения между обществом, бизнесом и государством.

Конечно, кризис отразится на сфере PR, но, мне кажется, PR будет развиваться, особенно черный PR, так как он наиболее распространен и мало затратен.

Во всем мире Public Relations, как отрасль бизнеса, сегодня подошла к рубежной отметке своего развития. Cвязано это с целым рядом факторов — как глобальных, так и локальных. В последние десятилетия политические, макроэкономические, социально-психологические, технологические условия сложились в принципиально новую комбинацию. Впрочем, прогнозировать стратегию любой отрасли общественной жизни, просто экстраполируя прошлые тенденции на будущее, было бы ошибкой.

Специфика Российского пиара

Во-первых, если в странах Запада наблюдается некоторое замедление рекламного рынка, то у нас пока уместнее говорить о его спаде. Займут ли пиарщики освобождаемое рекламщиками пространство или их ждет та же участь Выдать достоверный прогноз на сей счет никто не берется. Заполнить же рекламную нишу под силу лишь мощным как в креативном, так и в финансовом отношении PR-агентствам. Таковых у нас немного. Более того, некоторые пиаровские фирмы вышли из рекламных и, по сути дела, таковыми и остались. Другие же реализуют PR чисто рекламными методами.

Во-вторых, отношение общества к самому понятию Public Relations и репутация PR-специалистов. Получилось так, что раскрутка PR в России развернулась в последнее время бешеными темпами. Согласно последнему опросу РОМИР, каждый пятый российский гражданин знает, что такое PR. Возросший интерес общества к PR-технологиям спровоцирован деятельностью политических пиарщиков. Скорее даже узкой группы лиц, причастных к сомнительным манипуляциям в ходе выборов.

Но настоящие пиарщики тем и отличаются от представителей большинства прочих профессий, что «по службе» решают задачу сотворения мифа. Натолкнувшись же на негативный миф о себе самих, они должны воспринимать его как реальный фактор внешней среды и делать из этого правильные выводы.

Третья сугубо российская характеристика — неясность политической системы координат на ближайшие годы. Будущее профессии зависит от того, какого типа демократия сформируется в России — избирательная, манипулятивная, управляемая.

Неясно также, насколько свободными будут финансовые ресурсы, требуемые для реализации того или иного проекта.

Одним из вариантов приспособления PR-отрасли к возможному ужесточению госрегулирования, резкому сужению свободы маневра может быть трансформация или мимикрия PR в границах коммуникационного менеджмента, в рамках заданных бюджетов и с весьма ограниченными задачами. Очевидно, что такие задачи под силу решать узким профессионалам, и спрос на них возрастет.

В оценках тенденций развития на ближайший период уже сейчас пиарщикам следует полагаться не на «ощущения», а на рациональные расчеты, выстраивать многовариантные стратегии развития своего бизнеса. Это под силу крупным бизнес-структурам, но весьма затруднительно для мелких. Нельзя, между тем, не учитывать способности по-настоящему крупных иностранных игроков осуществлять долгосрочные стратегии на российском рынке.

Четвертой особенностью российского рынка является тенденция к усилению монополизации медиа-среды в целом. В результате неуклонно сужается поле состязательности, в рамках которого только и действует PR. Если эта тенденция продолжится, то PR окажется подменен элементарной пропагандой. Кроме того, возникнет вопрос о целесообразности широко практикуемой сегодня формы PR-услуг — медиа-баинга, который многим фирмам приносит львиную долю доходов. Что если две-три медийные империи, оставшиеся после перекраивания рынка, установят соответствующие финансово-административные фильтры, через которые едва ли «просочатся» разовые розничные медиа-баинговые сделки, как это происходит сейчас Купить газетную площадь или объем эфира и опубликовать автономный материал невозможно будет даже по самой щедрой цене, потому что скупленные на корню СМИ не станут да и не смогут размениваться на мелкие заказы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: