Особенности организации связей с общественностью в вооруженных силах и спецслужбах

Вокруг Вооруженных Сил как одного из важнейших субъектов социального действия в современном российском обществе образовалось довольно сложное, весьма противоречивое, многополярное и подвижное социоорганизационное пространство. Это пространство пронизано многочисленными коммуникационными нитями, пролегающими в политических, социальных, организационных полях, которые взаимодействуют в рамках огромного социального «треугольника» с вершинами: «власть», «армия», «общество».

Перед государственной властью, органами военного управления остро стоит проблема построения более гибких, неконфликтогенных, самонастраивающихся систем взаимодействия с общественностью политическими партиями, движениями, союзами, ассоциациями, иными общественными и религиозными организациями, средствами массовой информации, депутатским корпусом, различными социальными общностями в интересах достижения в обществе согласия в отношении замыслов и путей реформирования Вооруженных Сил.

Коммуникационное взаимодействие Вооруженных Сил с социумом -процесс двуединый. Он включает в себя не только воздействие властей и общества на Вооруженные Силы, но и воздействие Вооруженных Сил как особого типа государственной службы на общество и власть. Поэтому существует объективная потребность:

во-первых, в глубоком научном осмыслении социолого-управленческого плана процессов взаимодействия в системе «власть — армия — общество»

во-вторых, в решении практических, нормативно-правовых, организационно-структурных, кадровых, материально-финансовых и методических вопросов формирования специальной системы связей военного командования с широкой российской общественностью.

В настоящее время практически отсутствуют комплексные социологические исследования, с научной объективностью раскрывающие взаимосвязи современных Вооруженных Сил с общественностью в системно-коммуникационном плане, представляющие в едином социально-технологическом комплексе такие самостоятельные направления паблик рилейшнз, как связи со средствами информации, политическое консультирование, реклама, лоббизм, изучение и адресное воздействие на общественное мнение.

Анализ переводной зарубежной и отечественной литературы по теоретическим вопросам паблик рилейшнз и практике ПР-деятельности свидетельствует о том, что вопросы взаимодействия ПР-служб и армии оказались в этой литературе малоосвещенными.

В то же время автором было установлено, что Вооруженными Силами США службы и технологии ПР-деятельности впервые стали широко использоваться с целью рекрутирования добровольцев. Российский же опыт по реформированию армии и переходу к ее формированию на добровольной основе осуществляется без широкого привлечения к этому вопросу общественности и, естественно, без участия в этом ПР-служб.

ПР-деятельность в армии США не ограничивается только рекрутированием добровольцев. Объявив в начале 70-х годов окончание холодной войны, позволяющее общественности надеяться на мирное будущее, службы ПР Вооруженных Сил США более двадцати последних лет ведут целенаправленную, массированную и активную работу по психологической «обработке» личного состава своей армии и одновременно на уровне государственной политики проводят так называемые психологические операции взамен холодной войны по воздействию на общественность Советского Союза, а сегодня — и на общественность России.

Несмотря на то, что результаты применения информационно-психологических и других методов неконтактного воздействия, управления сознанием и смысловой сферой человека уже перестали быть секретом, массовая общественная мысль в России продолжает пребывать в относительно спокойном состоянии, успокаивая себя тем, что «войны нет». пытаются подавать голоса, предупреждая, что мы давно уже втянуты в «третью мировую», так называемую иррегулярную, войну. Аналитики указывают на то, что все происходящее на постсоветском пространстве после 1991 года — не спонтанный процесс, а глобальное, тщательно продуманное и гибко управляемое действие. «И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит… Но таких людей мы поставим в бессильное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества», — абсолютно недвусмысленно сформулировал идею морального воздействия директор ЦРУ 50-х годов А. Даллес.

В большей степени проблема связей с общественностью применительно к Вооруженным Силам привлекает внимание социальных практиков -военных социологов, публицистов, журналистов, политиков, специалистов в сфере рекламы, информационной безопасности, информационно-психологического противоборства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: