Организация и проведение итогового междисциплинарного экзамена по специальности

11.1. Общие положения

Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности является одним из видов аттестационных испытаний в составе итоговой государственной аттестации выпускников. Он проводится с целью проверки уровня и качества общей, и прежде всего общепрофессиональной, и специальной подготовки студентов по направлению специальности и наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин учитывает также общие требования к знаниям и умениям выпускника по циклам дисциплин, предусмотренные Государственным образовательным стандартом по специальности.

11.2. Содержание итогового экзамена

С учетом основных требований к уровню подготовки, знаниям, умениям и навыкам, предъявляемых соответствующими Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности, определяющими назначение, профессиональный потенциал и квалификацию выпускников, совокупность, последовательность преподавания и содержание дисциплин и видов учебных занятий, предусмотренных соответствующими профессиональными программами и учебными планами, состав итогового междисциплинарного экзамена по специальности должен различаться.

В соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 080507 «Менеджмент организации» (методическими материалами, рекомендуемыми базовыми вузами родственного профиля) в состав итогового междисциплинарного экзамена включены:

1. Микроэкономика.

2. Макроэкономика.

3. Менеджмент (включая его функциональные направления: стратегический, инновационный, финансовый и др.).

4. Управление персоналом.

5. Маркетинг.

6. Управление предприятием.

7. Основы предпринимательства.

8. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.

9. Бухгалтерский учет.

10. Управленческий учет

11.3. Вопросы к государственному экзамену

1. Концепция Всеобщего Качества Управления. Особенности использования в России.

2. Проблема использования теории и инструментария стратегического управления в малом и среднем бизнесе.

3. Управление проектом. Типичные проблемы Российских организаций.

4. Как построить мотивирующую систему оплаты труда на российских предприятиях.

5. Механизмы инновационного развития предприятия.

6. Как перейти к инновационному развитию предприятия.

7. Качество системы управления. Как его оценить?

8. Подходы к проектированию и оценке эффективности организационных структур управления.

9. Технологии управления знаниями.

10. Измерение результативности маркетинга в организации.

11. Проблемы стратегического планирования в бизнесе.

12. Возможности управления рисками в системах логистики.

14. Адаптация методов управленческого учета к условиям малого предпринимательства.

15. Управление дебиторской задолженностью как функция логистики.

16. Логистика и маркетинг: проблемы взаимодействия.

17. Логистика и бухгалтерия: проблемы взаимодействия.

18. Логистические аспекты управления рекламной деятельностью.

19. Подходы к логистизации инновационных процессов в ВУЗе.

20. Особенности национального бренд-менеджмента.

21. Концепция продвижения региональных российских брендов.

22. Технология бенчмаркинга.

23. Технология создания системы мотивации.

24. Организация финансового менеджмента на малых предприятиях.

25. Проблемы внедрения и автоматизации управленческого учета на малом предприятии.

26. Сущность и содержание селективного управления.

27. Оптимальные налоговые решения для малых предприятий.

28. Как организовать работу нового предприятия.

29. Нормирование труда. Технология и техники.

30. Основные подходы к оценке экономического роста в России.

31. Докажите необходимость (целесообразность) внедрения СМК на предприятиях.

32. Проблемы и перспективы развития СМК.

33. Оценка эффективности СМК.

34. Технология проектирования системы менеджмента качества в организации.

35. Проблемы построения КИС в стандартах ERP и IRP.

36. Подходы к оценке стоимости компании.

37. Способы оценки результативности финансовой деятельности фирмы, компании.

38. Способы оценки результативности логистики на предприятии.

39. Способы оценки результативности управленческого учета на предприятии.

40. Способы оценки результативности кадровой деятельности на предприятии.

41. Проблема и подходы к определению стратегических целей организации.

42. Можно ли по показателям эффективности процесса оценивать и эффективность управления процессом.

43. Как меняет процессный подход взгляд на построение организационных структур.

44. Управление знаниями в организации. Подходы и технологии.

45. Управление организационными изменениями. Проблемы, основные подходы.

46. Раскройте сущность понятия «система управления» на конкретном примере (система управления маркетингом, финансами, кадрами, производством, инновациями и др.).

47. Проектирование бизнес-процессов в организации. Подходы и проблемы.

48. Концепция реинжиниринга. Сложности и проблемы внедрения.

49. Функциональный и процессный подход. Преимущества и недостатки.

50. Использование математических методов и моделей в стратегическом планировании.

51. Управленческие нововведения. Как оценить их эффективность.

52. Стратегическое управление затратами. Концепции, подходы.

53. Система сбалансированных показателей. Опыт и перспективы применения

54. Технологии установления целей.

55. Диагностика организационной культуры российских компаний. Подходы, перспективы.

56. Соотношение категорий видение, проблема, риски.

57. Теория игр и менеджмент. Перспективы развития.

58. Развитие венчурного бизнеса в России.

59. Формирование имиджа организации.

60. Докажите или опровергните, что в современном бизнесе существует кризис лидерства. Теории лидерства.

61. Управление персоналом в период изменений в российских компаниях

62. Применение новых концепций управления на российских предприятиях и в организациях.

63. Разработка стратегического финансового плана.

64. Российский фондовый рынок и международные биржевые кризисы.

65. Новые подходы в развитии теории практики маркетинга.

66. Сущность и содержание понятия «Опережающее управление».

67. Анализ макроэкономических показателей.

68. Рынок ценных бумаг. Структура, тенденции.

69. Оценка конкурентоустойчивости организации.

70. Информационные технологии в управлении.

71. Причины и пути выхода из мирового кризиса.

72. Математические методы и модели в исследовании систем управления.

73. Подходы и способы к постановке и выявлению проблем в принятии управленческих решений.

74. Управление рисками в разработке инновационных проектов.

75. Сущность и содержание понятия организационного аудита.

76. Методика создания команды в управлении.

77. Снятие сопротивления персонала изменениям в организации.

Рекомендуе­мая литература

1. Авдеев В.В. Управление персоналом. Оптимизация командной работы: Реинжиниринговая технология: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Агарков А.П. Управление качеством: Учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2009.

3. Андреева Т.Е. Управление персоналом в период изменений в российских компаниях // Российский журнал менеджмента. 2006. № 2.

4. Аристов А.В. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2009. 240 с.

5. Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г. Управленческие решения в экономических системах: Учебник. СПб.: Питер, 2009. 480 с.

6. Бабаев И. Управление проектами и программами: генетический подход // Управление проектами и программами. 2008. № 3.

7. Баркова Т.А. Управленческие аспекты анализа финансовых результатов на основе бухгалтерской отчетности организации // Управленческий учет. 2006. № 4.

8. Барышева А.В. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2009. 384 с.

9. Белокоровин Э.Г. Бенчмаркинг - большие возможности малого бизнеса // Управление компанией. 2005. № 1.

10. Берестов В.Л., Афонина С.А. Анализ и оценка маркетинговой деятельности промышленного предприятия // Проблемы современной экономики. 2008. № 1.

11. Борисова Е. Можно ли преодолеть сопротивление персонала? // Служба кадров и персонал. 2007. № 5.

12. Бродецкий Г. Возможности управления рисками в системах логистики // Логистик & Система. 2005. № 8.

13. Бухалков М.И. Организация и нормирование труда: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. 424 с.

14. Вежов А. Опыт внедрения BSC: от тактики к стратегии // Управление компанией. 2006. № 3.

15. Ветлужских Е.Н. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика. М.: Альп. Бизнес Букс, 2007.

16. Винокуров В.А. Качество менеджмента - основа современной управленческой парадигмы // Менеджмент в России и за рубежом 2006. №6.

17. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Экономистъ, 2008. 296 с.

18. Волков Д.Л. Управление ценностью: показатели и модели оценки // Российский журнал менеджмента. 2005. № 4.

19. Гершун А., Абрамова И. ССП в России: беспристрастный взгляд // Управление компанией. 2006. № 8.

20. Гличев А. Предел или плацдарм развития? Размышления о будущем систем качества // Стандарты и качество. 2007. № 11.

21. Глухов В.В., Медников М.Д., Коробко С.Б. Математические методы и модели для менеджмента. СПб.: Лань, 2007. 528 с.

22. Голиков Е.А. Взаимодействие маркетинга и логистики: Учебное пособие. — М.: Флинта: МПСИ, 2007. — 568 с.

23. Голубков Е.П. Теория и методология маркетинга: Настоящее и будущее. М.: ДИС, 2008.

24. Горбаткин Д. Подходы к формированию имиджа организации в среде современных менеджеров // Корпоративная имиджелогия. 2007. № 1.

25. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. М.: КноРус, 2008. 624 с.

26. Губко М.В., Новиков Д.А. Теория игр в управлении организационными системами. М., 2005. 138 с.

27. Гуриева Л.К. О некоторых проблемах развития Российского венчура // Финансы. 2007. № 1. - С. 16-19.

28. Давыденко Т., Гущина Т., Верзунова Л. Система селективного управления научной и инновационной деятельностью / Т. Давыденко, Т. Гущина, Л. Верзунова // Высшее образование в России. 2007. №3.

29. Дежкина И., Поташева Г. Оценка эффективности организационных структур управления // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 5.

30. Долан С., Гарсия С. Управление на основе ценностей. Претекст, 2008.

31. Евтюшкин А. Информационные технологии в компании: возможности и проблемы // Управление человеческим потенциалом. 2006.

32. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 320 с.

33. Жуков Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2008. 320 с.

34. Ивашкевич В.Б. Управленческий аудит компании в условиях кризиса // Управленческий учет. 2009. №08.

35. Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов. М.: Финансы и статистика, 2006.

36. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. СПб: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006.

37. Качалов В.А. Что определяет границы области распространения СМК? // Методы менеджмента качества. 2007. № 6.

38. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.

39. Коткин Д. Командно-тренинговые учения // Психология для руководителя. 2009. № 1.

40. Кравченко К.А., Кравченко В.П. Организационное проектирование и управление развитием крупных компаний: Методология и опыт проектирования систем управления. М.: Акад. Проект, Альма Матер, 2006.

41. Краснова С. Преодолевая сопротивление // Служба кадров и персонал. 2007. № 4.

42. Крыжановский В.Г., Михайлова Н.В. Учет и анализ затрат на качество как инструмент повышения результативности и эффективности СМК // Век качества. 2007. № 5.

43. Крымчанинова М. Как создать эффективную команду. Этапы и технологии team building // Психология для руководителя. 2008. № 1.

44. Куршева С. Организационный аудит: зачем и кому он нужен? // Служба кадров и персонал. 2008. №1.

45. Лабоцкий В.В. Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний): Учебное пособие. М.: Современная Школа, 2006. 392 с.

46. Лавлинский Н.Е. Концепция информационного менеджмента в малом бизнесе // Российское предпринимательство. 2008. № 1. С. 86.

47. Лукьянова Т. Сопротивление персонала // Служба кадров и персонал. 2008. № 6.

48. Мазур И.И, Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2009. 960 с.

49. Матюшин В., Агафонова Н. Причины низкой эффективности внедрения стандартов ИСО серии 9000 на российских предприятиях // Стандарты и качество. 2008. № 3.

50. Мельников А.Д. Рынкинг, или Особенности национального бренд-менеджмента. М.: Вершина, 2006.

51. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2009. 864 с.

52. Михайлова Е. и др. Оценка эффективности системы мотивации в компании // Управление человеческим потенциалом. 2006. № 2.

53. Моррис Т. Управление стоимостью: находки практики // ЖУК. 2006. № 3.

54. Мухин В.И. Исследование систем управления: Анализ и синтез систем управления: Учебник. М.: Экзамен, 2006. 480 с.

55. Новиков Д.А. Математические модели формирования и функционирования команд. М.: Издательство физико-математической литературы, 2008. 184 с.

56. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. М.: МПСИ, 2005. – 584 с.

57. Паламарчук В. Стратегическое позиционирование компании: финансовый аспект // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 10. С. 45-53.

58. Паламарчук В. Стратегическое позиционирование компании: финансовый аспект // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 10. С. 45-53.

59. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2008. 266 с.

60. Первушин В.А. Проблемы управления инновационным развитием предприятия // Интеллектуальная собственность. 2005. №

61. Перник Д. Логистика и маркетинг: проблемы взаимодействия // Логистик & Система. 2006. № 4.

62. Попов Е.В., Серегина Е.В. Формирование успешного бренда как инновационный процесс // Инновации. 2007. № 3. С. 71-73.

63. Расков В.Е. Управление знаниями как самостоятельная область исследований: основные дискуссионные вопросы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент. 2007. № 3.

64. Расков Н.В. Макроэкономика для менеджеров: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 280 с.

65. Репин В.В. Бизнес-процессы компании: Построение, анализ, регламентация. М.: Стандарты и качество, 2007. 240 с.

66. Руст Р. И др. Измерение результативности маркетинга // Российский журнал менеджмента. 2007. № 2.

67. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 536 с.

68. Сергеев В. Оценка службы логистики на основе Balanced Scorecard (BSC) // Генеральный Директор. 2008. № 4.

69. Соколов В. Логисты и бухгалтерия: кто кого не понимает? // ЛОГИНФО. 2007. №4.

70. Судник В. Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия // Справочник экономиста. 2004. № 8.

71. Третьяк О.А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления. М.: ИНФРА-М, 2005.

72. Третьяк. О.А. Эволюция маркетинга: этапы, приоритеты, концептуальная база, доминирующая логика // Российский журнал менеджмента. 2006. № 2.

73. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005.

74. Ульяновский А.В. Корпоративный имидж: Технологии формирования для максимального роста бизнеса. М.: Эксмо, 2008. 400 с.

75. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- М.: ИНФРА-М, 2007. – 669 с.

76. Филонович С. Р. Лидерство как интегральная проблема наук о поведении // Российский журнал менеджмента. 2007. № 4.

77. Хайруллин А.Г. Управление финансовыми результатами деятельности организации // Экономический анализ. 2006. № 10. С. 35-41.

78. Хижняк Е.А. Формирование системы стратегического управления затратами // Проблемы современной экономики. 2007. № 1.

79. Чанько А.Д. Опыт диагностики организационной культуры российских компаний // Российский журнал менеджмента. 2005. № 4.

80. Шилков В.И. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. М.: Форум, 2009. 304 с.

81. Широкова Г.В. Управление изменениями в российских компаниях: Учебник. СПб.: СПбГУ, Высшая школа менеджмента, 2008. 480 с.

82. Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: Учеб/ пособие. М.: КНОРУС, 2007. 344 с.

83. Шубенкова Е.В. Тотальное управление качеством: Учеб. пособие М.: Экзамен, 2005. 256 с.

84. Шустерняк Д. Построение бизнес-стратегии // Босс. 2007. № 2.

85. Эшуорт Г. Менеджмент, основанный на ценности. М.: ИНФРА-М, 2006.

11.4. Порядок проведения итогового междисциплинарного экзамена

Итоговый междисциплинарный экзамен принимается экзаменационной комиссией, входящей в состав ГАК. Экзаменационная комиссия формируется из ведущих преподавателей выпускающей кафедры, как правило преподающих учебные дисциплины, включенные в состав итогового междисциплинарного экзамена. В состав экзаменационной комиссии могут включаться и специалисты предприятий, ведущие преподаватели и научные сотрудники других вузов. Председателем экзаменационной комиссии, являющимся заместителем председателя ГАК, как правило, назначается заведующий выпускающей кафедрой.

Состав экзаменационной комиссии, включая ее председателя и секретаря, утверждается приказом ректора вуза.

В период подготовки к экзамену, проводимому для выпускников, студентам предоставляются необходимые консультации по каждой вошедшей в итоговый экзамен дисциплине.

На итоговом экзамене студенты получают экзаменационный билет, содержащий по одному вопросу (теме) из трех-четырех входящих в итоговый экзамен дисциплин: всего — четыре вопроса, из которых три теоретических и одна задача (ситуация). При подготовке к ответу студенты делают необходимые записи по каждому вопросу на выданных секретарем экзаменационной комиссии листах бумаги со штампом вуза (института). На подготовку к экзамену, который проводится в устной форме, студенту дается 2—3 академических часа. В процессе подготовки ответа и после его завершения по всем вопросам экзаменационного билета студенту членами экзаменационной комиссии с разрешения ее председателя могут быть заданы уточняющие и дополнительные вопросы в пределах перечня, вынесенного на итоговый экзамен.

После завершения ответа студента на все вопросы и объявления председателем комиссии окончания опроса экзаменуемого члены экзаменационной комиссии проставляют в своем протоколе оценки за ответы экзаменуемого на каждый вопрос и по их совокупности.

По завершении экзамена экзаменационная комиссия на закрытом заседании обсуждает характер ответов каждого студента, анализирует проставленные каждым членом комиссии оценки и проставляет каждому студенту согласованную оценку по итоговому экзамену в целом по системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». В случае расхождения мнения членов экзаменационной комиссии по итоговой оценке на основе оценок, проставленных членами комиссии, решение экзаменационной комиссии в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников вузов РФ «принимается на закрытом заседании простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председателя является решающим».

Итоговая оценка по экзамену заносится в протокол заседания экзаменационной комиссии, сообщается студенту и проставляется в зачетную книжку студента, где расписываются председатель и члены экзаменационной комиссии (равно как и в протоколе).

В случае получения студентом по междисциплинарному экзамену итоговой оценки «неудовлетворительно» он не допускается к выполнению и защите дипломного проекта и отчисляется из вуза с получением академической справки или, по его просьбе, диплома о неполном высшем образовании.

Листы с ответами студентов на экзаменационные вопросы вместе с копией протокола об итогах экзамена подшиваются секретарем комиссии в отдельную папку «Итоговый междисциплинарный экзамен» и хранятся в течение трех лет на выпускающей кафедре, а затем сдаются в архив вуза.

Ежегодно за шесть месяцев до даты приема итогового междисциплинарного экзамена на заседании выпускающей кафедры обсуждаются, корректируются и утверждаются состав и содержание вопросов дисциплин, включаемых в итоговый экзамен, а также предлагается кафедрой состав экзаменационной комиссии. Характер указанных корректировок своевременно доводится до сведения студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: