Программы вожатых – победителей смотров-конкурсов педагогического мастерства в «орленке»

Программа«Дистанция»

Елена Лобынцева, «Комсомольский», 2003 г.

На протяжении многих веков человечество интересовал вопрос: «Что есть человек, для чего он живет и что в этом мире значит?»

«Я мыслю, следовательно, существую», – утверждал французский философ Рено Декарт, а это значит, что только способность осмысливать мотивы своих поступков и сами поступки, анализировать себя и общество, наличие ценностной сферы отличает человека от животного.

Ценностные системы детей сложны и неоднозначны. Ценности подростков стремятся к равновесию, развиваются, постоянно проверяются практикой, поэтому педагогу нужно «прислушиваться» к миру ценностей ребенка.

Одна из наиболее значимых причин существования проблемы «отцов и детей» кроется в изменении процесса передачи духовного опыта. Традиционно его передавали старшие, опытные, знающие – младшим, неопытным, незнающим. Потом произошло дополнение этого процесса другим способом передачи опыта: от сверстников к сверстникам в группе, команде, дворе. Сейчас стал возможным и третий путь: от детей – к взрослым, потому что мы живем в эпоху перемен, а в ней часто ценности родителей не являются ценностями детей, так как «отцы» отстают от требований времени. Потребности детей другие, и взрослым иногда приходится учиться у своих детей, обладающих такими знаниями, которые отсутствуют в жизненном опыте старшего поколения (владение компьютером, иностранными языками, техническими умениями, коммуникативной открытостью, толерантностью).

Безусловно, стремление к идеалу присуще каждому человеку, и ребенок находит свой идеал сам. В зависимости от времени, возраста идеалы и кумиры меняются, меняются и сферы их поиска. Особое влияние на формирование ценностных ориентиров человека, а в нашем случае человека особенного – ребенка, имеет та среда, в которой он растет и развивается, эпоха, социально-политическая обстановка, нормы и ценности, воспитываемые семьей и школой. Поэтому изучение ценностной сферы подростка само по себе очень интересно и актуально, особенно в наше время, когда для ребенка нет единого примера для подражания и проблема выбора идеала остро стоит перед современной молодежью.

Всероссийский детский центр «Орленок» дает уникальную возможность для изучения ценностных ориентиров современных детей и подростков. Благодаря тому, что подростки приезжают сюда из всех регионов России, мы можем получить наглядную картину ценностной ориентации подрастающего поколения страны.

Приобщение детей к культуре своей Родины, рождение ценностей и смыслов гуманитарного ха­рактера и осознание растущим человеком своей индивидуальности в условиях детского лагеря происходит прежде всего через общение педагога и ребенка. Соприкасаясь с другими людьми, человек не только формирует свои ценности, свое «я», как бы всматриваясь в другого, но и через отношение к себе других людей осознает свою индивидуальность и раскрывает ее.

«Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их принятия лежит прежде всего через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца». Ценности нельзя понять, ценностям нельзя научить, их можно только прочувствовать, пережить. Только полнота проживания каждого мгновения, способность вдохновляться жизнью, каждым ее днем и событием открывают человеку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о них, смысле жизни и ее ценностях».[6]

Цель программы: изучение ценностной ориентации подростков, корректировка ценностной сферы ребенка.

Ключевое слово: «дистанция» – отрезок жизни, который нужно прожить ярко и достойно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: