Правила приближения к утопающему:
– подплывать только сзади.
– захватывать за волосы или ворот одежды.
– транспортировать к берегу, придерживая его голову над водой.
Действия на берегу:
– Сразу же после извлечения из воды пострадавшего следует положить на колено лицом вниз.
– Необходимо очистить рот от инородного содержания и слизи. Резко надавить на корень языка. При появлении рвоты и кашля проконтролируйте, чтобы произошло полное удаление воды из дыхательных путей и желудка.
– Если нет рвотных движений и кашля – следует положить пострадавшего на спину и приступить к реанимации (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). При появлении признаков жизни надо перевернуть лицом вниз и удалить воду из легких и желудка.
Необходимо срочно доставить пострадавшего к врачу!
Кровотечение. Кровотечение может быть венозным и артериальным. Признаки венозного кровотечения: кровь стекает медленной струей, цвет – темный. Признаки артериального кровотечения: кровь выделяется пульсирующей струей, цвет – ярко-красный, алый.
При сильном кровотечении необходимо наложить тугую давящую повязку или кровоостанавливающий жгут. Помните, что жгут следует накладывать на конечность выше раны и не более чем на один час. Необходимо вложить под жгут или повязку записку о времени наложения.
Пострадавшего доставить в больницу.
Обработка раны. В случае получения раны необходимо наложить повязку и обеспечить неподвижность поврежденного участка тела. Приступать к наложению повязки следует чистыми руками.
Правила наложения повязки:
– протереть тампоном с дезинфицирующим раствором участки кожи возле раны, не касаясь ее краев и тем более самой раны;
– накрыть рану стерильной салфеткой так, чтобы она полностью закрыла края раны;
– прибинтовать салфетку или прикрепить ее лейкопластырем.
Недопустимо в случае сильного загрязнения промывать рану проточной водой, так как подобное действие приведет к проникновению инфекции на еще большую глубину.
Ссадины, царапины, неглубокие порезы следует обработать перекисью водорода, йодом или раствором бриллиантовой зелени (зеленка).
Пострадавшего следует показать врачу.
Переломы конечностей. Перелом конечности бывает закрытый и открытый. Признаки закрытого перелома: боль, которая усиливается при движении или попытке опереться на поврежденную конечность; деформация и отечность в месте повреждения. Признаки открытого перелома: деформация и отечность конечности в месте повреждения; обязательное наличие раны; из просвета раны могут выступать костные обломки. При открытых переломах необходимо сначала наложить повязку на рану, и только затем – шину. Нельзя вправлять или составлять костные обломки!
Недопустимо переносить пострадавшего без наложения транспортной шины. Цель наложения шины – максимально обездвижить поврежденную конечность.
– При переломе костей предплечья достаточно поместить руку на косынку.
– При повреждении костей стопы, голеностопного сустава и лодыжек вам понадобятся две дощечки, расположенные перпендикулярно друг к другу. На одну дощечку следует зафиксировать стопу, на другую – голень.
– При переломах костей голени и бедра – зафиксировать поврежденную ногу по всей длине.
Обязательно следует госпитализировать пострадавшего!
Литература:
1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учебное пособие для учащихся 9–11-х классов общеобразовательных учреждений и преподавателей курса ОБЖ. – М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1997.
2. Ивличев В., Яркина Н. Новые формы организации спортивно-оздоровительной работы в детском лагере. /Формирование нового содержания педагогического процесса в условиях ВДК. Самара, 1998.
3. Козлов В.И. Утренняя зарядка – М.: «Физкультура и спорт», 1985.
4. Организация оздоровительной работы в учреждениях летнего отдыха детей. Методические рекомендации для организаторов летнего отдыха /Под ред. С.Р. Коновой, В.И. Бондаря. – 2-е изд. М.: НИИ семьи, 1998.
5. Ромашин Г.Н. Подвижные игры. Методическое пособие к практическим занятиям по учебной практике. Краснодар, 1996.
6. Спирина Л.В. Дети, здравствуйте всегда, ВДЦ «Орленок», 2002 г.
7. Средства и факторы педагогической поддержки социального развития подростков в условиях временного детского объединения. Материалы научно-практической конференции /Автор-сост. Сайфутдинова Л.Р. – ВДЦ «Орленок», 2000.
8. Фридман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. – М.: «Просвещение», 1991.
9. Шевердина О.В. «Сила внутри нас». Оздоровительный практикум. /Методический сборник. ВДЦ «Орленок», 2000.
10.Шмаков С.А. Дети на отдыхе. Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. 2-е изд., доп. – М., 2001.