Краткий словарь
Символ (от греч. symboion – знак, опознавательная примета) – условный знак какого-нибудь понятия, явления, идеи.
Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий; выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности.
Церемония (от лат. caerimonia – благоговение, культовый обряд) – торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок – церемониал.
Краткий энциклопедический словарь.
Краткая история государственных символов России
История российского флага
«Отцом» российского флага историки считают первого императора России Петра I. Именно он нарисовал образец знамени и 20 января 1705 года издал указ:
«На торговых всяких судах… быть знаменам по образцу, каков нарисовав, послан под сим Его Великого Государя указом. А иным образом знамен, опричь того посланного образца, на помянутых торговых судах не ставить. А если кто учинится тому, Его Великого Государя указу ослушен и тому учинено будет жестокое наказание».
Хотя впервые российский триколор появился немного раньше. Первое упоминание о российском флаге относится к 1668 году, ко временам царствования Алексея Михайловича, отца Петра I. Необходимость создания флага была вызвана началом строительства торгового флота. Знамя выбирал сам царь, однако четкий порядок расположения трех цветов на нем не был еще определен.
С 1712 года на судах российского военно-морского флота использовался андреевский флаг – белый с синим крестом святого Андрея, покровителя России.
В 1858 году после вступления на престол Александра II цвета на государственных знаменах изменились: утвердился черно-желто-белый флаг (черный цвет соответствовал двуглавому орлу, желтый – золотому фону, на котором изображался орел, а белый – всаднику в московском гербе). Некоторое время императорский флаг противопоставлялся «торгово-гражданскому». В торжественных случаях черно-желто-белые гербовые цвета предписывалось поднимать над правительственными учреждениями, а бело-сине-красные разрешалось выставлять на частновладельческих постройках и гражданских судах.
В 1883 году было опубликовано высочайшее повеление: «В торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, употреблять исключительно русский флаг, состоящий из трех полос, верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цветов».
В 1896 году «Особое совещание» при министерстве юстиции решило, что именно «народные цвета» должны определить цвет флага.
Триколор оставался государственным флагом России до 1918 года, когда ему на смену пришел красный, революционный. 10 июля 1918 года 5-й Всероссийский съезд Советов принял красный торговый, морской и военный флаги.
«Третье рождение» трехцветного знамени произошло в 1991 году, когда правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трехцветного флага как флага республики.
21 августа 1991 года, после провала путча, Верховный Совет РСФСР постановил «считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным национальным флагом Российской Федерации».
Законодательное утверждение трехцветного полотнища Государственного флага Российской Федерации произошло только 25.12.2000 года принятием Государственной Думой РФ конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации».
История российского герба
В принятой в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации нет описания герба и флага. В соответствующей статье сказано, что их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Подготовка этого закона была осуществлена Геральдической службой вместе с Государственно-правовым управлением Администрации Президента Российской Федерации. Только в декабре 2000 года Государственной Думой РФ был принят конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации» (от 25.12.2000 г.).
В России, как и во многих странах Европы, эмблемы, из которых сложился государственный герб, появились в средние века. Первоначально – на печатях и монетах. В 1497 году Иван III вводит в употребление общегосударственную печать.
В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин высказал предположение, что символика русского герба ведет начало от этой печати. На печати изображены впервые соединившиеся всадник, поражающий копьем дракона, и двуглавый орел с коронами на головах. Но если на печати Ивана III обе эмблемы выступают как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел «завоевывает приоритет».
Со времен историка В.Н. Татищева, жившего в XVIII веке в России, утвердилась следующая версия происхождения герба: великий князь Иван III, женившись на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, взял герб Византии (двуглавого орла) и соединил его с московским гербом (всадником).
Специалисты отмечают, что сам Татищев сомневался в точности излагаемой им версии возникновения русского государственного герба, «о котором далее, – как писал он, – испытать оставляю более меня сведущим».
Исследователи уже в начале нашего столетия скептически смотрели не только на «подарок из Византии», но и на необоснованно преувеличенное во многих исторических трудах влияние Софьи на деятельность ее мужа – великого московского князя. Известный во всем научном мире историк Н.П. Лихачев одним из первых заявил, что Иван III никакого византийского герба позаимствовать не мог, ибо в Византии, как и в Римской империи, существовали только личные печати императоров. Ни общегосударственной печати, ни тем более герба с орлом Византия не имела.
Однако западноевропейские монархи, современники Ивана III, считали себя прямыми потомками римских императоров. В процессе утверждения этой концепции возник и символ императорской власти – двуглавый орел, который отличал эту власть от королевской, означаемой орлом одноглавым. Судя по государственным печатям, двуглавый орел ко второй половине XV века выступает как герб Священной Римской империи.
Таким образом, появление на печати русского государя двуглавого орла скорее свидетельствует о желании московского князя продемонстрировать равенство с западными странами, особенно с императорами Священной Римской империи. В начале нашего века о том же побудительном мотиве писал Н.П. Лихачев, заметив, что великий князь «хотел во всем равняться – в титулах, и в формулах грамот, и во внешности булл (металлических печатей) – цесарю и королю римскому».
Как бы то ни было, начиная с конца XV века мифологическая двухголовая птица изображается на государственных печатях и монетах.
Всадник, поражающий копьем дракона, не менее важен. Тенденция его изображения на русских княжеских печатях прослеживается еще с XIII века. С XV века вооруженный всадник утверждается на печатях многих русских князей, в том числе и великих – тверских, московских.
Близость фигуры всадника образу популярного святого Георгия-змееборца побудила потомков, начиная с XVIII века, соединить их в одно целое, хотя в XVI–XVII веках в многочисленных документах встречается вполне четкое толкование всадника как великого князя, царя, государя.
Все последующие русские государи использовали описанные выше две эмблемы для своих печатей; они вошли в государственный герб.
В 1667 году в России создали новую печать. Эта государственная печать знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное собрание законов, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении государственного герба. В именном указе 1667 года «О титуле царском и о государственной печати» написано, что «орел двоеглавный есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича»; три короны «знаменуют» три великих – Казанское, Астраханское, Сибирское – славных царства; скипетр и яблоко (держава) «являют» государя, самодержца и обладателя.
В дальнейшем облик орла неоднократно меняется. В 1721 году Петру I был поднесен императорский титул, что повлекло за собой и появление новых символов власти, например, императорской короны на печатях и в гербе. Устанавливаются и государственные гербовые цвета: императорский черный орел на золотом (желтом) фоне.
В Герольдмейстерской конторе, учрежденной в 1722 году, «раскрасили» и другие фигуры государственного герба: «поле красное, на котором изображен святой Георгий, с золотою короною, обращен он налево, он же одет, вооружен и сидит на коне, который убран своею сбруею с седловою приправою с покрышкою и подтянут подпругами, а все то колера серебряного, или белого; оной святой Георгий держит копье в пасти, или во рту, змия черного». Эти цвета получил впоследствии герб Москвы.
В эпоху Александра I и Николая I трактовка двуглавого орла очень часто выдержана в господствующем в то время стиле ампир. Двуглавый орел вместо скипетра и державы держит в лапах венок, ленты, факел. Щиток на груди орла имеет необычную конусовидную форму, а цепь ордена Андрея Первозванного, титульные гербы на крыльях или вокруг орла отсутствуют.
Своеобразную «геральдическую реформу» провел Александр II. При нем специально для работы над гербами в Департаменте герольдии Сената создали Гербовое отделение. Его руководитель барон Б.В. Кене предложил целую систему российских государственных гербов, ориентируясь в их художественном воплощении на общепризнанные в европейской монархической геральдике нормы и правила.
Новые проекты большого, среднего и малого гербов, «скомпонованные» с несколько иным расположением титульных гербов по окружности, а орла изображающие с более густым оперением на крыльях, были утверждены Александром III. (Большой государственный герб – в 1882 году, средний и малый – в 1883 году.)
В 1917 году после отречения от власти Николая II встал вопрос о новом государственном гербе. «Для разъяснения» данного вопроса собралась группа специалистов. Они не сочли возможным до созыва Учредительного собрания решать вопрос о государственном гербе России, но считали, что допустимо использование «во всех предусмотренных законом случаях» двуглавого орла без всяких атрибутов и без Георгия Победоносца на груди. Этого орла нарисовал художник Билибин: двуглавая птица без атрибутов украшала печать Временного правительства.
Появившийся в 1918 году герб РСФСР составлен в соответствии с геральдическими правилами, но с абсолютно новыми, отличными от прежних эмблемами. Он существовал согласно Основному закону РСФСР, принятому на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года, в котором содержался раздел «О гербе и флаге». В нем говорилось:
«Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Указом Президента России 30 ноября 1993 года введен новый государственный герб, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи 1883 года.
История российского гимна
Первая официальная попытка создать официальный российский гимн датируется 1833 годом, когда Николай I повелел сочинить его группе поэтов и композиторов.
До этого торжественные события сопровождались церковными песнопениями, а при Петре Великом – военными маршами. Уже в конце царствования первого императора, а затем в правление его дочери Елизаветы Петровны начинает использоваться мелодия английского гимна «Боже, храни короля».
В конце XVIII века с ней начинает конкурировать торжественная песня композитора Дмитрия Бортнянского «Славься», и такое двойственное положение сохраняется до времен Николая I.
В ходе своеобразного конкурса на лучший гимн, например, Михаил Глинка, который был директором Придворной императорской певческой капеллы, т.е. главным официальным музыкантом России, предлагал два варианта. Сначала он предлагал, чтобы государственным гимном России был заключительный хор из его оперы «Жизнь за царя», некоторое время называвшейся «Иван Сусанин» (теперь опять «Жизнь за царя»), – хор «Славься». Второй вариант – «Патриотическая песня» на стихи Жуковского. Оба варианта не понравились Николаю I. За образец взяли английский гимн, и в 1834 г. был утвержден вариант Алексея Львова – калька с британской державной мелодии.
Данный гимн просуществовал до Февральской революции 1917 года. Тогда в качестве гимна использовали мелодию «Марсельезы», главной песни Великой французской революции и гимна Франции. Впрочем, слова были другие – не перевод, но не менее революционные: «Отречемся от старого мира».
Эта песня оставалась российским гимном и в первые месяцы советской власти. На смену ей пришел «Интернационал», использовавшийся в качестве гимна РСФСР и СССР до 1 января 1944 года, когда прозвучал гимн Александрова на стихи Михалкова и Эль-Регистана, написанный еще в 1936 г. как «Гимн партии большевиков». В 1944 году был написан новый вариант слов и, по утверждению музыковедов, в двух местах подправлена мелодия.
После XX съезда КПСС текст, содержащий несколько упоминаний Сталина, отошел на задний план, остроумцы даже называли гимн «песней без слов». Очередной, поправленный теми же авторами вариант слов утвердился в 1977 году после принятия новой Конституции СССР.
В 1991 году, спустя почти 200 лет, мелодия Глинки все-таки стала гимном новой, демократической России. 11 декабря 1993 года указом президента Ельцина было утверждено Положение о Государственном гимне РФ, на основании которого государственным гимном являлась мелодия, созданная на основе «Патриотической песни».
Указом Президента России от 25 декабря 2000 года утвержден новый государственный гимн на музыку Б. Александрова, слова С. Михалкова.