Развитие политической мысли в России

Параллельно с западно-европейской и американской политической мыслью развивалась и политическая идеология России.

Пересветов Иван Семенович идеолог дворянства. В 1549 году передал Ивану IV свои сочинения. Выступал за укрепление самодержавия, военную реформу. В политической теории он «рассмотрел вопросы, касающиеся формы правления и объема полномочий верховной власти, организации общерусского войска, создания единого законодательства, реализуемого централизованной

судебной системой» (История политических и правовых учений. Учебник / под. общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1996. – С. 209-210).

Курбский Андрей Михайлович (1528–1583 гг.) являлся сторонником сословного представительства в местных и центральных органах власти.

Феофан Прокопович (1681–1736 гг.) в политическом трактате «Правда воли монаршей» отстаивал абсолютную монархию. Сторонник реформ Петра I. «Он призывал в политике сочетать доводы естественного разума, законы народные, примеры истории и слово божее» (История политико-правовых учений: Учебное пособие / под ред. проф. А.Н. Хорошилова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – С. 143).

Теоретической базой взглядов Татищева Василия Никитича (1686–1750 гг.) были концепции естественного права и договорного происхождения государства.

В «Книге о скудости и богатстве» Посошков Иван Тихонович (1652–1726 гг.) пытался выяснить причины скудости народа и имеющегося в государстве беззакония.

Против крепостничества и самодержавия выступал Радищев Александр Николаевич (1749–1802 гг.), и призывал к крестьянскому восстанию в своем сочинении «Путешествие из Петербурга в Москву». Социальным идеалом его было общество свободных и равноправных собственников.

В России XIX века политическая мысль была представлена в основном идеологией либерального дворянства Сперанского Михаила Михайловича (1772–1839 гг.), Карамзина Николая Михайловича (1766–1826 гг.), дворянских революционеровдекабристов Пестеля Павла Ивановича (1793–1826 гг.), Муравьева Никиты Михайловича (1796–1843 гг.), мыслителя Чаадаева Петра Яковлевича (1794–1856 гг.) и др.

На рубеже 30–40-х годов XIX века в России в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли – славянофилы и западники. Славянофилы доказывали самобытное развитие России. Ортодоксальнореволюционное направление представляли граф Уваров Сер-

гей Семенович (1786–1855 гг.), Карамзин Николай Михайлович (1766–1826 гг.) и др. – православие, самодержавие, народность. Реформаторско-ориентированное направление славянофильства представляли Хомяков Александр Степанович (1804–1860 гг.), Киреевский Иван Васильевич (1806–1856 гг.), Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886 гг.), Самарин Юрий Федо-

рович (1819–1876 гг.) и др. А.С. Хомяков связывал самобытность России с соборностью (духовная целостность), выступал за отмену крепостничества.

Славянофилы отрицали необходимость заимствования западных форм государственного устройства, которые были основаны на конституции, народном представительстве, борьбе политических партий. Самобытность пути развития России они видели в духовности православия, в самодержавии, основанном на

справедливом законодательстве, в наличии в стране общинных учреждений. Через ценности и идеалы православия славянофилы рассматривали многие политические проблемы русской истории. Идея христианского православия органически увязывалась с идеями русской государственности и народности. Они критиковали ценности западного индивидуализма, которые были основаны

на эгоистических интересах, голом расчете и на рационализме.

Русские западники Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856 гг.), Кавелин Константин Дмитриевич (1818–1885 гг.), Грановский _ Тимофей Николаевич (1813–1855 гг.) и др. придерживались мнения, что Россия при всей ее национальной самобытности, особенностях духовного склада ее народа и ее культуры должна развиваться в тесном взаимодействии с другими странами, усва-

ивать их культуру (в особенности стран Западной Европы), а также опыт их государственной и общественной жизни.

В России революционно-демократическую идеологию развивали Белинский Виссарион Григорьевич (1811–1848 гг.), Герцен Александр Иванович (1812–1870 гг.), Чернышевский Николай Гаврилович (1828–1889 гг.), Добролюбов Николай Александрович (1836–1861 гг.). По их мнению, в России главную движущую силу общества составляли народные массы, а сам исторический процесс есть борьба угнетенных классов со своими угнетенными. Страна может перейти к социализму через крестьянскую общину и избежать капиталистического пути развития.

Н.Г. Чернышевский выдвинул идею народной революции. Она может произойти «из существующих общественных отношений» и будет направлена в интересах трудящихся масс на изменение государственного строя. Основная цель народной революции – это социализм. (Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. – Т. 8. – С. 450).

В 70-х годах XIX века революционный демократизм выступил в форме революционного народничества. Лавров Петр Лаврович (1823–1900 гг.) считал, что основной задачей революционеров является пропагандистская и просветительская деятельность, которая сближает их с народом для «подготовления переворота, долженствующего осуществить лучшее будущее». В отношении государственного устройства народники считали, что крестьянская община является готовой формой социального устройства будущего и не занимались основательно разработкой политического развития России.

Основоположником русского анархизма был Бакунин Михаил Александрович (1814–1876 гг.). Он отрицал государство, собственность, право и считал, что они должны быть заменены свободными ассоциациями производителей и федерациями последних – без государственного принуждения и правовых отношений__фA_. В интересах свободы, мира и справедливости все го-

сударства, по его мнению, будут разрушены, а на их месте будет создана всемирная федерация свободных ассоциаций всех стран.

Ткачев Петр Никитич (1844–1885 гг.) проповедовал идеи французского революционера Л. Бланки – это захват государственной власти революционным меньшинством и установление диктатуры этого меньшинства (См.: Ткачев П.Н. Избранные сочинения на социально-политические темы. –

Т. 1. – М., 1932. – С. 31).

. В отличие от него, придававшего в развитии общества решающее значение сознанию людей, П.Н. Ткачев стоял на материалистических позициях.

В России активно развивались теории представителей русского либерализма Чичерина Бориса Николаевича (1828–1904 гг.), Коркунова Николая Михайловича (1853–1904 гг.), Шершеневича Габриеля Феликсовича (1863–1912 гг.), Кистяковского Богдана Александровича (1868–1920 гг.), Гессена

Владимира Матвеевича (1868–1920 гг.), Котляровского Сергея Андреевича (1873–1940 гг.), Новгородцева Павла Ивановича (1866–1924 гг.), Ильина Ивана Александровича (1882–1954 гг.) и др. Либеральное течение в России исходит из познания верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества.

Широкое распространение получила концепция объективноидеалистической философии государства, наиболее известным представителем которой был Б.Н. Чичерин. Он рассматривает государство как высшее развитие идеи человеческого общества. Государство определяется им как «союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага» (Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. – М., 1894. – С. 3).

. Форму государства Б.Н. Чичерин ставит в зависимость от его содержания. Основной смысл идей этого ученого был направлен на установление и развитие капиталистических отношений в России и на ограничение самодержавия.

В работах Новгородцева П.И. рассматриваются основополагающие теоретические проблемы правового государства. По его мнению, оно олицетворяет собой высшую справедливость в регулировании отношений между людьми и утверждает подлинную свободу личности. «Принцип личности», ее право «на индивидуальное творчество и проявление» лежат в основе существования правового государства (Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М.: Пресса, 1991. – С. 278).

. Особое значение ученый придавал развитию в обществе демократических институтов, которые должны эффективно защищать права и интересы каждой личности.

Ученый И.А. Ильин писал: «Человек может быть свободным только под законом и через закон. А это законная свобода будет тем прочнее и полнее, чем больше она опирается на внутреннюю свободу, на лояльное самообязывание здорового правосознания» (Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр.соч. Т. 1. – М.: Русская книга, 1993. – С. 229).

. С учением о «свободе внутри закона» связано его учение о демократии. Ильин И.А. развивает известный подход к государству Н.М. Коркунова, который рассматривал государство как юридическое отношение.

Значительное место в русской общественной мысли занимает теократическая концепция государства Соловьева Владимира Сергеевича (1853–1900 гг.). Основой концепции является понятие теократической монархии, выдвигаемой им в противовес монархии реальной, бюрократической и самодержавной. Главная задача, стоящая перед государством, по мнению ученого, заклю-

чается в том, что оно должно стать деятельно нравственным, подчинить себя религиозному началу. Критерием совершенства государства является, прежде всего, степень проникновения в него той идеи, выразителем которой оно является.

В основе воззрений классика русской политической мысли, Ковалевского Максима Максимовича (1851–1916 гг.), лежат концепция общественной солидарности и плюралистическая теория прогресса.

В России в конце XIX века возникло марксистское направление политической мысли. Его представляли Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918 гг.), Ленин Владимир Ильич (1870–1924 гг.) и др.

Плеханову Г.В. «выпала роль партийного критика идеологии народничества с использованием марксистской социально-политической философии и методологии». Он считается «отцом русского марксизма». Ведущее место после 1917 года в духовной жизни общества занял ленинизм, затем превратившийся в государственную идеологию.

В.И. Ленин интересен и важен как человек действия, который привел к власти большевиков и установил первое в мире коммунистическое правительство. На политической практике он первым применил идеи Карла Маркса.

В.И. Ленин оказал значительное влияние на историю и через свои работы. Он опубликовал большое количество работ по вопросам власти, политики, государства. В них В.И. Ленин развил марксистскую теорию учением об империализме, о социалистической революции и диктатуре пролетариата, о классовых союзниках пролетариата в борьбе за демократию и социализм, о партии нового типа, о путях социалистического и коммунистического строительства.

Ленинизм конечной целью ставил уничтожение государства как организованного насилия над людьми. По мере перерастания социализма в коммунизм будет исчезать надобность в насилии вообще, в подчинении одних людей другими.

2.5. Политологические теории ХIХ – ХХ веков.

Определенный вклад в развитие политической мысли внесли представители критического утопического социализма: Клод Анри де Сен-Симон (1760–1825 гг.), Франсуа Мари Шарль Фурье (1772–1837 гг.), Роберт Оуэн (1771–1858 гг.).

Они предлагали различные умозрительные варианты социалистического будущего. Утопический социализм не сумел «ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту собственную силу, которая способна стать творцом нового общества» (Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма // Полн. собр. соч. – Т. 23. – С. 46.).

В середине XIX века попытку научного обоснования социализма и путей к нему совершили Карл Маркс (1818–1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820–1895 гг.).

Карл Маркс – мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Он разработал принципы материалистического понимания истории; выдвинул положение о неизбежности гибели капитализма и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции; утверждал необходимость ликвидации частной собственности, парламентских институтов и разделения властей.

Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, мораль, право, философию, искусство, религию. Борьба господствующих и угнетенных классов – движущая сила истории, а ее высшее выражение – социальная революция. Центральное место в марксистском учении занимает социально-экономический анализ капитализма, раскрытия его структуры, функционирования. По словам Ф. Энгельса, марксизм конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –2-е изд. – Т. 22. – С. 306).

Главную роль в завоевании социальной свободы марксисты отводили рабочему классу. С классовых позиций рассматривается марксизмом вопрос о природе и сущности государства. Учение марксизма имело и имеет большое число последователей во многих странах мира и стало политической идеологией коммунистических партий.

Рассмотрите такие политические теории европейских мыслителей XIX – начала XX веков: Иеремия Бентама (1748–1832 гг.) –это теория утилитаризма вообще политического утилитаризма в частности; Алексиса Токвиля (1805–1859 гг.) – это теория либеральной демократии; Огюста Конта (1798–1857 гг.) – это позитивистская концепция развития общества и соответствующая теория

его политической жизни; Герберта Спенсера (1820–1903 гг.) – это позитивистское направление в политологии; Людвига Гумпловича (1838–1909 гг.) – это социологическое направление развития политической мысли; Георга Еллинека (1851–1911 гг.) – это теория правового государства.

Заметный вклад в мировую политическую мысль внес немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920 гг.). Свои взгляды он изложил в работах: «Хозяйство и общество», «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права», «Протестантская этика и дух капитализма» и др. М. Вебер – создатель теории легитимизации власти. Самой эффективной системой организации государственной власти считал бюрократию. «Бюрократия (буквально «власть конторских служащих») ассоциировалась у Вебера с типом государства, основанного не на традиционном почитании, а на строгих и рациональных правилах легалистского (законом регулируемого и контролируемого характе-

ра и назначения)» (История политических и правовых учений // под. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1996. – С. 713).

. Выделил три типа власти и лидерства: традиционная власть, рационально-бюрократическая, харизматическая. Подробно исследовал и проблемы конфликтов в обществе.

Одним из основоположников солидаризма являлся французский теоретик права и социолог Леон Дюги (1859–1928 гг.). Наиболее видными авторами теорий элит были итальянские ученые Вольфредо Парето (1848–1923 гг.), Роберт Михельс (1876–1936 гг.) и Гаэтано Моска (1858–1941 гг.). Крупные ученые в 50–60-х годах XX века Толкотт Парсонс (1902–1979 гг.), Даниел Белл (род. 1919 г.), Саймур Мартин Липсет (род. 1922 г.), Раймон Арон (1905–1983 гг.) и другие придали деидеологизации характер социально-политической

концепции.

С именем американского ученого Торстейна Веблена (1857–1929 гг.) многие исследователи связывают с возникновением технократического направления в политической мысли.

Технократические идеи в 60–70-х годах XX века получили отражение в концепциях американских ученых Даниела Белла («постиндустриальное общество»), Герберта Саймона (род.1916) («научно управляемое общество»), Збигнева Бжезинского (род. 1928 г.) («технотронное общество») и других.

Теорию политического плюрализма разработали Эмиль Дюркгейм (1858–1917 гг.), Морис Дюверже (род. 1917 г.), Ральф Дорендорф (род. 1929 г.). Основу их взглядов составляют положения о том, что в современном обществе классы как таковые исчезли, а вместо них существуют различные взаимодействующие

социальные слои, интересы которых не являются антагонистическими, они вполне примиримы.

В середине XX века складывается политико-культурный подход, основы которого были разработаны в трудах Габриэля Алмонда, Сидней Вербы и др. Благодаря им в политической науке глубокую проработку получили такие понятия, как «политическая культура», «культура участия» и др.

Концепция демократизации была глубоко разработана в трудах Лэри Даймонда, Филиппа Шмидтера, Хуана Линца и др.

Многие вопросы, связанные с политической конфликтологией, плодотворно разрабатывали ученые Л. Козер, Р. Патнем,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: