Основной задачей при сборке конических зубчатых колес является обеспечение совпадения вершин делительных конусов зубчатых колес. Для обеспечения нормальной работы зубчатой передачи необходимо соблюдение следующих условий:
1. Обеспечение правильности профиля и толщины зубьев колес, оси отверстий или шеек зубчатых колес должны проходить через центр начальной окружности и не пересекаться.
2. Опорные детали передач (подшипники, втулки и др.) не должны иметь смещения и перекосов осей, т.к. это вызывает биение поверхностей деталей.
3. Оси отверстий в корпусе должны лежать в одной плоскости, пересекаться в определенной точке под требуемым углом.
Вершины конусов вследствие погрешностей изготовления колес и корпуса могут не совпадать как в плоскости оси их валов, так и в плоскости, перпендикулярной к ней. Рассмотрим возможные схемы смещения вершин конусов при сборке конических колес.
Качество сборки определяется соответствующим ГОСТ и решением размерных цепей, замыкающими звеньями которых являются следующие точностные параметры:
|
|
1. Отклонение межосевого угла и межосевого расстояния.
2. Боковой зазор.
3. Осевые смещения зубчатых венцов.
Правильность угла между осями колес может контролироваться с помощью специальных калибров при их совмещении.
Рассмотрим схему контроля межосевого угла при сборке конических колес.
1. Дисковый калибр,
2. Калибр – линейка.
В процессе контроля, при совмещении калибров, если в точках а и б отсутствует зазор, то считается, что угол выдержан точно.
Задача достижения требуемой точности замыкающих звеньев АD и БD обычно решается методами регулирования с использованием неподвижных компенсаторов в виде латунных прокладок или колец.
Могут применяться подвижные компенсаторы в виде регулировочных втулок и регулировочных гаек.
Использование методов взаимозаменяемости затруднено вследствие сложности решения задачи из-за наличия жестких допусков.
Контроль качества зубчатой передачи производится на краску. На зубья одного из колес наносится краска, колесо вводится в зацепление и медленно проворачивается на 2-3 оборота. По расположению пятна контакта краски на несмазанном колесе судят о качестве сборки. При этом желательно, чтобы следы краски находились на тонком конце части зуба при вращении колес без нагрузки, с тем, чтобы при полной нагрузке пятно контакта сместилось к передней или утолщенной части зуба, что обеспечивает большую площадь сопряжения зубьев. О качестве сборки судят по величине и расположению пятна контакта.
Основными погрешностями при контроле на краску прямозубых конических колес являются следующие:
|
|
1. Недостаточный зазор.
2. Межосевой угол больше расчетного.
3. Межосевой угол меньше расчетного.
Порядок сборки конических зубчатых колес на валах, методы их монтажа и контроля аналогичны сборке цилиндрических зубчатых колес. Собранные передачи контролируются также на уровень шума.