Тема 1.2. Организационно-правовые формы предприятий

Учащийся должен знать: организационно-правовые формы торговых предприятий

Роль и место торгового предпринимательства в экономике России

В России наметилась тенденция к «возрастанию» роли торгового предпринимательства, что, с одной стороны, соответствует общемировой тенденции, с другой – месту и роли торговли в реализации экономических реформ с учетом превалирующей значимости сферы обращения в воспроизводственных процессах на этапе перехода к рынку. Торговое предпринимательство развивается в рамках социально ориентированной рыночной экономики с присущими ей многообразием форм собственности, наличием конкурентной борьбы, свободным ценообразованием и экономической самостоятельностью субъектов предпринимательства.

Становление этого нового рыночного института проявляется прежде всего в развитии новых форм хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Основной формой собственности является частная структура предприятий по формам собственности характеризовалась следующими данными:

Таблица 1

Динамика структуры предприятий по формам собственности

(Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. М., 2001. С. 158)

(в % к итогу)

Форма собственности 1995г 1996г 1997г 1998г 1999г 2000г 2001г 2002г Изменение (+, -)
Частная 62,5 63,4 69,1 73,9   74,4   75,8 11,6
Государственная 16,7 14,3 9,3 5,4   4,8 4,5 4,3 -9,8
Муниципальная 8,8 8,8 7,3 6,5 6,3 6,4 6,5 6,4 -2,3
Общественных организаций 2,7 4,2 5,2 5,8 6,3 6,9 6,7 6,6 2,5
Прочая 9,3 9,3 9,2 8,6 8,3 7,5 7,3 6,8 -2,0

Так, из более чем 3,6 млн. единиц всех предприятий и организаций, функционирующих в народном хозяйстве на 2002 г., на долю торговли и общественного питания приходилось более одной трети. Анализируя изменения структуры предприятий по отраслям экономики, можно констатировать, что темп прироста количества предприятий, функционирующих в сфере торговли и общественного питания, значительно превышает аналогичный показатель по народному хозяйству в целом и по отдельным отраслям экономики.


Таблица 2

Динамика структуры предприятий по отраслям экономики

(Российский статистический ежегодник. Стат. сб. Госкомстат России. М., 2002. С. 311)

(в % к итогу)

Отрасли экономики 1994г 1996г 1998г 2001г 2002г Изменение (+, -)
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 -
в том числе: промышленность 17,0 13,8 12,4 11,5 11,2 -2.%
сельское хозяйство 9,7 14,9 12,4 9,5 8,7 -5,4
строительство 13,2 11,5 10,5 9,6 9,5 -1,9
торговля и общественное питание 24,3 28,4 31,2 34,5 35,4 6,1
прочие отрасли   31,4 33,5 34,9 35,2 3,5

Среднегодовая численность работников отрасли возросла в 2001 г. по сравнению с 1990 г. почти в 1,7 раза и составила 15,4% численности занятых в экономике в целом.

Значительно возрос вклад отрасли в формирование национального дохода. Так, удельный вес торговли и общественного питания в ВВП возрос с 1990 по 2000 г. в 3,3 раза и составил более 23%.

Осознание необходимости перехода к рынку и изменения основ российского законодательства открывают и расширяют возможности предпринимательства. Во многом они связаны с развитием малых и средних форм предпринимательства различных организационно-правовых форм.

Этот сектор экономики обеспечивает необходимую мобильность рынка, без чего невозможно его эффективное функционирование. Малое предпринимательство способно достаточно быстро заполнить свободные рыночные ниши, не требует, как правило, больших инвестиций и имеет короткие сроки окупаемости. Но главное – малое предпринимательство является фактором формирования конкурентной среды.

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что торговля лидирует среди других отраслей экономики не только по количеству малых предприятий, но и по численности занятых на них работников и объему произведенной продукции.


Таблица 3

Число малых предприятий, количество работающих и

объем произведенной на них продукции (работ, услуг) по

отраслям экономики (Российский статистический ежегодник. Стат. сб. Госкомстат России. М., 2002. С. 318)

(в % к итогу)

Показатели Число предприятий Среднесписочная численность Объем произведенной продукции (работ, услуг)
Всего      
в том числе: промышленность 14,8 20,8 25,1
сельское хозяйство 1,6 2,3 1,0
строительство 14,5 20,6 25,8
торговля и общественное питание 46,0 35,3 23,2
прочие отрасли 23,1 21,0 24,9

Малые предприятия в сфере торговли и услуг создают выгодные и дешевые для государства рабочие места. Малое предпринимательство в этой сфере в период проведения рыночных реформ в последние 10 и более лет создало условия для выживания различных слоев значительной массы населения, которые оказались безработными в результате реструктуризации экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: