Учащийся должен знать: организационно-правовые формы торговых предприятий
Роль и место торгового предпринимательства в экономике России
В России наметилась тенденция к «возрастанию» роли торгового предпринимательства, что, с одной стороны, соответствует общемировой тенденции, с другой – месту и роли торговли в реализации экономических реформ с учетом превалирующей значимости сферы обращения в воспроизводственных процессах на этапе перехода к рынку. Торговое предпринимательство развивается в рамках социально ориентированной рыночной экономики с присущими ей многообразием форм собственности, наличием конкурентной борьбы, свободным ценообразованием и экономической самостоятельностью субъектов предпринимательства.
Становление этого нового рыночного института проявляется прежде всего в развитии новых форм хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Основной формой собственности является частная структура предприятий по формам собственности характеризовалась следующими данными:
|
|
Таблица 1
Динамика структуры предприятий по формам собственности
(Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. М., 2001. С. 158)
(в % к итогу)
Форма собственности | 1995г | 1996г | 1997г | 1998г | 1999г | 2000г | 2001г | 2002г | Изменение (+, -) |
Частная | 62,5 | 63,4 | 69,1 | 73,9 | 74,4 | 75,8 | 11,6 | ||
Государственная | 16,7 | 14,3 | 9,3 | 5,4 | 4,8 | 4,5 | 4,3 | -9,8 | |
Муниципальная | 8,8 | 8,8 | 7,3 | 6,5 | 6,3 | 6,4 | 6,5 | 6,4 | -2,3 |
Общественных организаций | 2,7 | 4,2 | 5,2 | 5,8 | 6,3 | 6,9 | 6,7 | 6,6 | 2,5 |
Прочая | 9,3 | 9,3 | 9,2 | 8,6 | 8,3 | 7,5 | 7,3 | 6,8 | -2,0 |
Так, из более чем 3,6 млн. единиц всех предприятий и организаций, функционирующих в народном хозяйстве на 2002 г., на долю торговли и общественного питания приходилось более одной трети. Анализируя изменения структуры предприятий по отраслям экономики, можно констатировать, что темп прироста количества предприятий, функционирующих в сфере торговли и общественного питания, значительно превышает аналогичный показатель по народному хозяйству в целом и по отдельным отраслям экономики.
Таблица 2
Динамика структуры предприятий по отраслям экономики
(Российский статистический ежегодник. Стат. сб. Госкомстат России. М., 2002. С. 311)
(в % к итогу)
Отрасли экономики | 1994г | 1996г | 1998г | 2001г | 2002г | Изменение (+, -) |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | - |
в том числе: промышленность | 17,0 | 13,8 | 12,4 | 11,5 | 11,2 | -2.% |
сельское хозяйство | 9,7 | 14,9 | 12,4 | 9,5 | 8,7 | -5,4 |
строительство | 13,2 | 11,5 | 10,5 | 9,6 | 9,5 | -1,9 |
торговля и общественное питание | 24,3 | 28,4 | 31,2 | 34,5 | 35,4 | 6,1 |
прочие отрасли | 31,4 | 33,5 | 34,9 | 35,2 | 3,5 |
Среднегодовая численность работников отрасли возросла в 2001 г. по сравнению с 1990 г. почти в 1,7 раза и составила 15,4% численности занятых в экономике в целом.
|
|
Значительно возрос вклад отрасли в формирование национального дохода. Так, удельный вес торговли и общественного питания в ВВП возрос с 1990 по 2000 г. в 3,3 раза и составил более 23%.
Осознание необходимости перехода к рынку и изменения основ российского законодательства открывают и расширяют возможности предпринимательства. Во многом они связаны с развитием малых и средних форм предпринимательства различных организационно-правовых форм.
Этот сектор экономики обеспечивает необходимую мобильность рынка, без чего невозможно его эффективное функционирование. Малое предпринимательство способно достаточно быстро заполнить свободные рыночные ниши, не требует, как правило, больших инвестиций и имеет короткие сроки окупаемости. Но главное – малое предпринимательство является фактором формирования конкурентной среды.
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что торговля лидирует среди других отраслей экономики не только по количеству малых предприятий, но и по численности занятых на них работников и объему произведенной продукции.
Таблица 3
Число малых предприятий, количество работающих и
объем произведенной на них продукции (работ, услуг) по
отраслям экономики (Российский статистический ежегодник. Стат. сб. Госкомстат России. М., 2002. С. 318)
(в % к итогу)
Показатели | Число предприятий | Среднесписочная численность | Объем произведенной продукции (работ, услуг) |
Всего | |||
в том числе: промышленность | 14,8 | 20,8 | 25,1 |
сельское хозяйство | 1,6 | 2,3 | 1,0 |
строительство | 14,5 | 20,6 | 25,8 |
торговля и общественное питание | 46,0 | 35,3 | 23,2 |
прочие отрасли | 23,1 | 21,0 | 24,9 |
Малые предприятия в сфере торговли и услуг создают выгодные и дешевые для государства рабочие места. Малое предпринимательство в этой сфере в период проведения рыночных реформ в последние 10 и более лет создало условия для выживания различных слоев значительной массы населения, которые оказались безработными в результате реструктуризации экономики.