Характеризуя место торговли в народно-хозяйственном комплексе, следует отметить следующее.
Торговля – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. В процессе хозяйственной деятельности торговые предприятия вступают в сложную систему взаимоотношений с другими отраслями народного хозяйства, и прежде всего с промышленностью и агропромышленным комплексом, являющимися поставщиками потребительских товаров. Торговля воздействует на некоторые принципиальные моменты принятия управленческих решений производителями товаров. Так, торговые предприятия информируют производителей о запросах потребителей, участвуют в рекламных мероприятиях, способствуют поддержанию конкуренции, выбирая поставщиков, а также участвуют в формировании розничных цен на товары. Таким образом, торговля стимулирует производство и задает ему направление развития.
Торговля неразрывно связана с денежным обращением и кредитно-финансовой системой страны. Количество денег в обращении, скорость их оборота зависят от размера товарной массы, уровня цен и скорости реализации товаров. На приобретение предметов потребления в розничной торговой сети население расходует около 90% своих доходов. Затем денежная наличность в виде торговой выручки попадает в банки. Тем самым торговля формирует основы финансовой стабильности государства.
Выполнение доходного раздела государственного бюджета во многом зависит от функционирования торговой отрасли. Существенная часть доходов бюджета формируется за счет косвенных налогов (налога с добавленной стоимости, акцизов, налога с продаж), которые являются налогами на потребление и поступают в казну государства после реализации товаров.
В свою очередь, торговля тесно взаимодействует с кредитной системой государства, так как является одним из крупнейших получателей кредитов.
На долю торговли приходится более трети всего объема грузов, перевозимых транспортом. Кроме того, в процессе функционирования торговые предприятия взаимодействуют со строительством, коммунальным хозяйством, связью и другими отраслями народного хозяйства.