Система управления качеством продукции представляет совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и подержание высокого уровня качества продукции.
Система управления качеством продукции определяет воздействие участников общественного производства на обеспечение качества проекции, разных видов работ и услуг, а также предусматривает защиту прав и интересов потребителя. Система создает условия для коренного повышения качества продукции в целях наиболее полного удовлетворения потребности. Потребителем может быть предприятие или гражданин, использующие продукцию для собственных производственных или личных нужд.
Системы управления устанавливают взаимодействия между производителями и заказчиками продукции, касаются внешних отношений построены на основных принципах законодательства о качестве продукции и защите прав потребителя, оформляются государственными стандартами.
К принципам законодательства о качестве продукции и защите прав потребителя относятся:
-первоочередное соблюдение интересов потребителя, всемерная защита его прав и усиление роли в определении качества продукции;
-эффективное использование систем управления качеством продукции, обеспечение экономической заинтересованности разработчиков, изготовителей, потребителей и общества в целом в повышении ее качества;
-четком определении прав, обязанностей и ответственности каждого участника отношений по обеспечению качества продукции в системе управления.
Под заказчиком понимается предприятие, государственный орган или гражданин, заказывающие самостоятельно или по чьему-либо поручению разработку либо производство продукции.
Разработчиком является предприятие или гражданин, осуществляющие научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы по созданию и освоению новой продукции. К изготовителю относят предприятия или граждан, производящих продукцию для реализации. Таким образом, основным звеном в создании и производстве качественной продукции является предприятие, главная задача которого — удовлетворение потребностей населения, народного хозяйства и экспорта в качественной продукции. Предприятие при создании в производстве продукции руководствуется интересами потребителей и общества. Оно не вправе добиваться улучшения своего экономического положения в ущерб качеству выпускаемой продукции, совершать действия, ведущие к монополизации производства и ущемлению интересов потребителя. Предприятие самостоятельно определяет основные направления, цели и задачи, осуществляет мероприятия по обеспечению качества производимой продукции.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000.
а) Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
б) Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач оптимизации.
в) Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
г) Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
д) Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
е) Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
ж) Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
гз) Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. '
Совместимость систем менеджмента в комплексном менеджменте организации:
взаимосвязи менеджментов общего и качества;
взаимосвязи между системами качества и моделями совершенства;
взаимосвязи систем менеджмента качества (ИСО 9000) и систем управления окружающей средой (ИСО 14 000).
Подходы систем менеджмента качества, приведенные в семействе стандартов ИСО 9000, модели совершенства основаны на общих принципах. Оба эти подхода:
а)дают возможность организации выявить свои сильные и слабые
стороны;
б)содержат положения по оцениванию в сравнении с общими моделями;
в)обеспечивают основу для постоянного улучшения;
г)включают способы внешнего признания.
Различия между подходами систем менеджмента качества семейств ИСО 9000 и моделями совершенства заключается в их областях их применения. Стандарты семейств ИСО 9000 содержат требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению деятельности; оценивание систем менеджмента качества устанавливает
выполнение этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации, и это применимо ко всем видам деятельности и ко всем за. интересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают организации основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организаций.
Взаимосвязь систем менеджмента качества и управления окружающей средой побуждает принятие процессного подхода к менеджменту организации и проявляется в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках обеих систем, а также при их комбинации и взаимодействии. Топологические модели обеих систем основывают на процессном подходе, не детализируя требования стандартов
Схемы различных систем управления качеством и Структура процессов жизненного цикла продукции — как объект управления (ИСО 9000) - изучить самостоятельно.