Цель и задачи анализа объемов производства и реализации

Цель анализа объемов производства и реализации продукции – выявить резервы увеличения объемов реализации, расширить долю рынка при максимальном использовании производственных мощностей.

Общую задачу увеличения объемов продаж можно реализовать путем решения следующих аналитических задач:

· анализ выполнения плана производственной программы и продаж продукции;

· анализ динамики выпуска и реализации продукции;

· анализ выполнения договоров по объему, ритмичности поставки, качеству и комплектности продукции;

· установление причин изменения объемов выпуска и реализации продукции;

· выявление резервов роста выпуска и реализации продукции.

Объекты анализа:

· объем производства и реализации в целом и по ассортименту;

· конкурентоспособность продукции;

· качество продукции;

· структура продукции;

· сфера производства и обращения продукции.

· резервы роста объемов производства продукции.

Основными показателями объема производства являются товарная, валовая и реализованная продукция.

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция – это стоимость продукции для реализации. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Реализованная продукция – полученная от покупателей выручка за стоимость отгруженной продукции, на которую перешло право собственности.

Ассортимент – это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.

В качестве источников информации для проведения анализа объема выпуска и реализации продукции используются статистическая отчетности, данные бухгалтерского учета (по счетам 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи»).

Перечисленные источники информации используются для проведения ретроспективного анализа. Оперативный анализ проводится по данным первичного бухгалтерского учета (по счетам 45 «Отгруженная продукция» и 90 «Продажи»).

Прогнозный анализ выпуска и реализации продукции применяется при оценке альтернативных управленческих решений и выборе оптимального.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой продукции, на основе расчета базисных и текущих темпов их роста.

Анализ динамики выпуска и реализации продукции проводится как в текущих, так и в сопоставимых ценах.

Анализ выполнения производственной программы по ассортименту позволяет оценить:

· степень выполнения договорных обязательств;

· качество планирования;

· качество менеджмента.

На выполнение производственной программы могут влиять как внешние (снижение платежеспособного спроса, снижение рыночных цен на продукцию, активизация конкурентов), так и внутренние факторы (нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, недостатки в организации производства, ошибки в планировании).

Анализ выполнения плана выпуска продукции позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала.

Пример. Провести анализ и оценку выполнения плана по ассортименту по данным табл. 5.1.

Таблица 5.1

Выполнение плана по ассортименту

Изделие Объем выпуска продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. Удельный вес выпуска, % Выполнение плана, % Отклонение удельного веса, +/-
план факт план факт
А     67,7 67,7 100,9  
Б     20,0 20,1 101,5 +0,1
В     12,3 12,2 100,0 -0,1
Итого         100,8 -

·

План выпуска продукции выполнен в целом на 100,8%, по отдельным ассортиментным позициям также выполнен (изделие В) и перевыполнен (изделие А, Б).

Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, определенного планом. Изменение структуры производства продукции влияет на все экономические показатели: себестоимость товарной продукции, рентабельность, объем товарной продукции в стоимостном выражении. Объем товарной и реализованной продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении в результате изменения структуры в

ассортименте, т.е. за счет увеличения удельного веса более дорогой продукции.

Для расчета влияния структурных сдвигов на экономические показатели используется несколько методов, наиболее распространенным из которых является метод прямого счета.

Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем объеме продукции определяется по формуле:

(5.1)

где ∆ N т – объем товарной продукции в стоимостном выражении;

Qiф - выпуск продукции в натуральном выражении, ед.;

λiпл, λiф – плановый и фактический удельный вес каждого изделия i – го

наименования;

Цi пл – цена за единицу продукции.

Пример. Определить изменение объема товарной продукции за счет структурных сдвигов по данным табл. 5.2.

Таблица 5.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: