Факторный анализ рентабельности

По данным «Отчета о прибылях и убытках» (ф. №2) можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность продаж (Rпр) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

где В – выручка от реализации продукции, товаров, услуг, тыс. руб.;

С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг,

тыс. руб.;

КР – коммерческие расходы, тыс. руб.;

УР – управленческие расходы, тыс. руб.;

Ппр – прибыль от продаж, тыс. руб.

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществлять следующие расчеты.

1. Влияние изменения выручки от продажи на рентабельность продаж:

где Вот, ВБ – отчетная и базисная выручка, тыс. руб.;

С от, СБ отчетная и базисная себестоимость, тыс. руб.;

Крот, КРБ – отчетные и базисные коммерческие расходы, тыс. руб.;

УРот, УРБ – отчетные и базисные управленческие расходы, тыс. руб.;

2. Влияние изменения себестоимость продажи на рентабельность продаж:

3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж:

4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж:

Совокупное влияние факторов составляет:

∆Rпр = ± ∆RпрВ ± ∆RпрС ± ∆RпрКР ± ∆RпрУР

Пример. На основе данных о деятельности туристского предприятия (табл. 12.7) определяем влияние основных факторов на показатель рентабельности продаж.

Таблица 12.7





Подборка статей по вашей теме: