Прибыль является важнейшим обобщающим показателем, характеризующим конечный результат деятельности предприятия. От размера прибыли, полученной предприятием, зависит формирование оборотных средств, выполнение обязательств перед бюджетом, платежеспособность предприятия, доходы акционеров и т. п. Анализ прибыли проводится методом сравнения фактических данных за отчетный период с фактическими данными за предыдущий период. В ходе анализа необходимо дать оценку темпов роста прибыли в целом и отдельно по каждой ее части; изучить и рассчитать факторы, влияющие на изменение прибыли, и определить уровень их влияния; выявить резервы увеличения прибыли; дать оценку уровня рентабельности предприятия.
Рентабельность — это показатель, характеризующий экономическую эффективность. Экономическая эффективность — относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.
Различные варианты определения текущих расходов, авансируемой стоимости, прибыли, которые используются для расчета рентабельности обуславливают наличие большого количества показателей рентабельности.
|
|
К примеру часто используется 4 различные оценочных показателя (прибыли):
- валовая прибыль (Ф. №2, стр 50);
- операционная прибыль (Ф №2, стр. 100);
- прибыль до налогообложения (Ф №2, стр.170);
- чистая прибыль (Ф №2, стр. 220).
Оценка текущих расходов может осуществляться по:
4. себестоимость продукции (производственной);
5. себестоимость без материальных затрат (заново созданная стоимость);
6. стоимость продукции (объем реализации) в целях производителя.
Оценка авансированной стоимости может осуществляться по:
6. всему капиталу предприятия;
7. собственному капиталу предприятия;
8. заемному капиталу предприятия;
9. основному капиталу предприятия;
10. оборотному капиталу предприятия.
В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют 3 группы показателей рентабельности (табл. 3.4):
4. рентабельность инвестиций (капитала);
5. рентабельность продаж;
6. рентабельность производства;
Таблица 3.4 – Показатели характеризующие рентабельность предприятия
№ | Показатель | Формула | Экономическое содержание | Рекомендованное значение |
Рентабельность инвестиций (капитала) | ||||
Рентабельность совокупного капитала (ROA) | характеризует прибыль полученную на единицу всех вложенных средств | увеличение | ||
Рентабельность собственного капитала (ROE) | показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица | увеличение | ||
Рентабельность продаж | ||||
Валовая рентабельность реализованной продукции (GPM) | показывает эффективность производственной деятельности, а также эффективность политики ценообразования | увеличение | ||
Операционная рентабельность реализованной продукции (ОІМ) | показывает способность руководства предприятия получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к операционной деятельности | увеличение | ||
Чистая рентабельность реализованной продукции (NPM) | показывает влияние структуры капитала и финансирования предприятия на его рентабельность | увеличение | ||
Рентабельность производственной деятельности | ||||
Валовая рентабельность производства | показывает, сколько гривен валовой прибыли приходится на 1 грн. затрат, формирующих себестоимость реализованной продукции | увеличение | ||
Чистая рентабельность производства | показывает, сколько гривен чистой прибыли приходится на 1 грн. реализованной продукции | увеличение |
Для всех показателей рентабельности желательна положительная динамика.
|
|
В процессе анализа необходимо изучить динамику перечисленных выше показателей рентабельности и провести их сравнение со значениями аналогичных коэффициентов по отрасли, а также с показателями рентабельности конкурентов.