Оценка финансовых результатов и рентабельности

Прибыль является важнейшим обобщающим показателем, характеризующим конечный результат деятельности предприя­тия. От размера прибыли, полученной предприятием, зави­сит формирование оборотных средств, выполнение обяза­тельств перед бюджетом, платежеспособность предприятия, доходы акционеров и т. п. Анализ прибыли проводится методом сравнения факти­ческих данных за отчетный период с фактическими данными за предыдущий период. В ходе анализа необходимо дать оценку темпов роста прибыли в целом и отдельно по каждой ее части; изучить и рассчитать факторы, влияющие на изменение прибыли, и определить уровень их влияния; выявить резервы увеличения прибыли; дать оценку уровня рентабель­ности предприятия.

Рентабельность — это показатель, характеризующий эко­номическую эффективность. Экономическая эффективность — относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.

Различные варианты определения текущих расходов, авансируемой стоимости, прибыли, которые используются для расчета рентабельности обуславливают наличие большого количества показателей рентабельности.

К примеру часто используется 4 различные оценочных показателя (прибыли):

- валовая прибыль (Ф. №2, стр 50);

- операционная прибыль (Ф №2, стр. 100);

- прибыль до налогообложения (Ф №2, стр.170);

- чистая прибыль (Ф №2, стр. 220).

Оценка текущих расходов может осуществляться по:

4. себестоимость продукции (производственной);

5. себестоимость без материальных затрат (заново созданная стоимость);

6. стоимость продукции (объем реализации) в целях производителя.

Оценка авансированной стоимости может осуществляться по:

6. всему капиталу предприятия;

7. собственному капиталу предприятия;

8. заемному капиталу предприятия;

9. основному капиталу предприятия;

10. оборотному капиталу предприятия.

В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют 3 группы показателей рентабельности (табл. 3.4):

4. рентабельность инвестиций (капитала);

5. рентабельность продаж;

6. рентабельность производства;

Таблица 3.4 – Показатели характеризующие рентабельность предприятия

Показатель Формула Экономическое содержание Рекомендованное значение
Рентабельность инвестиций (капитала)
  Рентабельность совокупного капитала (ROA) характеризует прибыль полученную на единицу всех вложенных средств увеличение
  Рентабельность собственного капитала (ROE) показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица увеличение
Рентабельность продаж
  Валовая рентабельность реализованной продукции (GPM) показывает эффективность производственной деятельности, а также эффективность политики ценообразования увеличение
  Операционная рентабельность реализованной продукции (ОІМ) показывает способность руководства предприятия получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к операционной деятельности увеличение
  Чистая рентабельность реализованной продукции (NPM) показывает влияние структуры капитала и финансирования предприятия на его рентабельность увеличение
Рентабельность производственной деятельности
  Валовая рентабельность производства показывает, сколько гривен валовой прибыли приходится на 1 грн. затрат, формирующих себестоимость реализован­ной продукции увеличение
  Чистая рентабельность производства показы­вает, сколько гривен чистой прибыли приходится на 1 грн. реализованной продукции увеличение

Для всех показателей рентабельности желательна положительная динамика.

В процессе анализа необходимо изучить динамику пере­численных выше показателей рентабельности и провести их сравнение со значениями аналогичных коэффициентов по от­расли, а также с показателями рентабельности конкурентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: