Процессы восстановления сложных систем и управление возрастной структурой парков

Наиболее сложно процессы восстановления проходят в больших системах, например в парках автомобилей, имеющих в своем составе автомобили разных возрастных групп (см. рис. 3.4). При этом элементом восстанавливаемой системы (парка) является автомобиль, который поступает в парк, а затем, после опреде­ленной наработки (время, пробег), списывается или продается.

Очевидно, выбытие автомобиля можно рассматривать как отказ системы (парка), которая не может выполнить заданный объем работы, а пополнение пар­ка - как устранение отказа восстановлением работоспособности. Изменяя соотно­шение поставки и списания автомобилей в парке, можно влиять на реализуемые показатели качества самого парка.

Под управлением возрастной структурой (ВС) парка понимается ее прог­нозирование и такое целенаправленное изменение, которое обеспечивает полу­чение в необходимый момент времени / заданных реализуемых показателей каче­ства парка /7К/. В общем случае на формирование ВС парка влияют следующие основные факторы:

На рис. 4.7 приведена схема изменения размера образованного в момент / = г = О парка Aj при различном соотношении коэффициентов пополнения и списания и зафиксированном сроке службы автомобиля tcu (так называемое дискретное спи­сание).

При этом наблюдаются при характерных этапа:

/ _ от t = О до / = гсп - рост парка, вызванный поставкой новых автомобилей при отсутствии списания (кроме аварийного), т.е. г > 0; Ъ = 0;

// - от t = ГС1| до момента окончания производства (или приобретения данной фирмой) автомобилей определенной модели tK. На этом этапе в зависимости от соотношения ги b может наблюдаться относительный рост парка г > Ъ (/, рис. 4.7), его стабилизация r= b (2) или при r< b- сокращение (5);

/// - от Гк до tK + rCII постепенная ликвидация парка данных автомобилей (г = 0; b > 0).

По этапам происходит изменение и реализуемых показателей качества парка (рис. 4.7,6), в данном случае это удельный вес работоспособных автомобилей в парке, или коэффициент технической готовности о^.

Управление ВС проводится на уровне конкретных предприятий и фирм и сво­дится к регулированию процессов списания-пополнения и соотношения в парке изделий разных возрастных групп при условии обеспечения требуемого (заданного)

для парка объема транспортной работы при минимальных затратах или мак­симальной прибыли.

Методы расчета ВС парка зависят от принятого способа списания и поставки изделий:

• при дискретном списании по достижении установленного или принятого на
данном предприятии срока службы fcn(/, рис. 4.8) происходит списание или
продажа автомобиля, вне зависимости от его технического состояния или
показателей работы. Такая схема распространена при интенсивной эксплуа­
тации в условиях повышенных требований к надежности (междугородные и
международные перевозки, пассажирские перевозки, экстренная доставка
ценных грузов и т.д.);

• случайное списание (2, рис. 4.8) характеризуется вариацией фактической
наработки до списания /(/'). По этой схеме списание производится на основа­
нии контроля за определенными показателями работы автомобиля, например
по накопленному расходу запасных частей, изменению производительности,
уменьшению прибыли и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: