Технические системы безопасности аэропортов

Одними из основных объектов террористических акций являются аэропорты. Несмотря на то, что в последние годы на воздушном транспорте применяются новейшие средства обеспечения безопасности - возможность совершения терактов в этой области сохраняется. Функциональная схема технической системы безопасности аэропорта показана на рис. 6.18.

Рис. 6.18 Функциональная схема технической системы безопасности аэропорта

Для надежного функционирования аэропортов должна быть обеспечена комплексная безопасность, наиболее важной составляющей которой является инженерно-техническая система безопасности, которая позволяет обеспечить надежную защиту любого объекта, а также обнаружить и нейтрализовать террористические угрозы практически при любых условиях и сценариях развития событий. Мировой опыт убедительно показывает, что одно только применение надежных технических средств охраны, созданных на базе новейших технологий, позволяет существенно снизить процент террористических посягательств на охраняемые объекты.

Важнейшим шагом в обеспечении авиационной безопасности и защиты международных аэропортов от террористических актов и иных противоправных посягательств является устройство ограждений по периметру основной территории аэропорта и периметрам его жизненно важных центров.

Ограждения представляют собой инженерно-технические сооружения, препятствующие умышленному или непреднамеренному проникновению людей и транспорта на территорию охраняемого объекта либо на отдельные его участки. Для защиты аэропортов оборудуются основное, дополнительные и предупредительные ограждения.

Служебные КПП аэропортов для авиационного персонала, работников авиационных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта, должны иметь шлюзовые кабины с встроенными автоматизированными системами контроля и управления доступом, противокумулятивными ограждениями, средствами противопулевой защиты персонала КПП. Дверь или ворота на выход, для находящегося внутри шлюзовой кабины человека, должны открываться только после блокирования входной двери или ворот шлюза, определения полномочий на проход (идентификация) и количества проходящих (телеконтроль, взвешивание и т.п.). Шлюз рекомендуется оборудовать:

- металлообнаружителями;

- обнаружителями взрывных устройств и взрывчатых веществ;

- обнаружителями отравляющих веществ;

- аппаратами рентгеновского досмотра.

Шлюзовая кабина позволяет предотвратить проход по принуждению, например, под угрозой применения оружия, проход группы по одному идентификационному признаку и локализовать нарушителя (нарушителей).

КПП, через которые осуществляется проезд автотранспортных средств, должны быть оборудованы автоматизированными устройствами блокирования их движения. Участки возможного подъезда автотранспортных средств с внешней стороны ограждения должны быть оборудованы устройствами ограничения скорости их движения (железобетонными блоками, столбами и т. п., расположенными в определенном порядке).

Для обнаружения попытки преодоления основного ограждения территории объекта и на подступах к нему используют средства раннего обнаружения проникновения – средства периметровой сигнализации. Это позволяет работникам охраны оперативно реагировать на появление нарушителя и оказать надлежащее противодействие. Выбор системы периметровой сигнализации для организации охраны аэропортов и прилегающих территорий инфраструктуры - достаточно сложная задача, так как система должна устойчиво функционировать в экстремальных для данной местности почвенно-климатических условиях и при высоких уровнях электромагнитных помех. Сегодня для решения такой задачи активно внедряются различные виды периметровой сигнализации: радиоволновые извещатели («Радий», «Фон»), оптико-электронные извещатели («Вектор», «СПЭК»), проводноволновые и вибрационные извещатели и пр.

Одним из наиболее эффективных подходов к решению задачи обеспечения комплексной безопасности аэропортов является использование интегрированных систем безопасности (ИСБ), которые представляют собой объединение на единой программно-аппаратной основе систем охранно-пожарной сигнализации (ОПС), систем охранного телевидения (СОТ) и систем контроля и управления доступом (СКУД). Такие системы обеспечивают:

- модульную структуру, позволяющую оптимально оборудовать как малые, так и очень большие распределенные объекты;

- контроль и управление доступом через точки входа (двери, турникеты, шлюзы, шлагбаумы);

- видеонаблюдение, видеоконтроль и видеорегистрацию тревожных ситуаций;

- управление установками пожарной автоматики;

- управление инженерными системами здания (кондиционирования, отопления, вентиляции, оповещения, аварийной сигнализации);

- защищенный протокол обмена по каналам связи, имитостойкие шлейфы сигнализации;

- возможность использования для взятия под охрану/снятия с охраны дистанционных радиокарт и электронных ключей;

- речевое предупреждение дежурного о тревожных событиях, возможность записи и воспроизведения речевых сообщений;

- отображение состояний зон, разделов, точек доступа, приемно-контрольных приборов, считывающих устройств, видеокамер на графических планах помещений с подробными текстовыми пояснениями;

- разграничение полномочий дежурных, операторов, администраторов за счет многоуровневой системы паролей и возможность подключения биометрических систем ограничения доступа к программам АРМ;

- протоколирование всех событий, происходящих в системе

- развитую диагностику работоспособности всех блоков и устройств системы.

Успешная борьба с терроризмом невозможна без специальной досмотрово-поисковой техники, которая позволяет своевременно обнаруживать практически все средства, используемые террористами для совершения диверсий, до того как они будут применены в преступных целях.

Широкая номенклатура досмотрово-поисковых средств объясняется множественностью ситуаций, возникающих при оперативной работе правоохранительных органов, служб охраны, розыскной и следственной деятельности. Примеры таких ситуаций: контроль посетителей и клиентов на наличие у них оружия и взрывных устройств; пассажиров в аэропортах, их ручной клади и багажа; контроль транспорта; зданий; почтовых поступлений и подозрительных предметов; поиск заранее установленных взрывных устройств и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: