Свойства оптимального набора

Попытаемся определить, какими свойствами обладает набор товаров, который выбирает потребитель из множества доступных ему товарных наборов при заданных ценах и доходе.

Потребитель стремится максимизировать получаемую им полезность, то есть выбирает наиболее предпочтительный из множества доступных ему наборов.

Совместим на одном графике бюджетную линию и карту безразличия данного потребителя.

Очевидно, что если точка потребительского выбора (например, N) лежит ниже бюджетной линии АВ, то часть дохода останется неизрасходованной, а значит полезность ее будет ниже, чем у точек, лежащих на АВ. То есть точка потребительского выбора должна лежать на бюджетной линии.

Возьмем точки F и G – пересечения АВ и кривой безразличия I1. Очевидно, что они не будут максимизировать полезность, так как при перемещении по бюджетной линии от F вниз, а от G вверх потребитель находит более высоко расположенные кривые безразличия, то есть поднимается на более высокий уровень полезности.

Точки С и D хотя и лежат на более высокой кривой безразличия I2, не являются точками потребительского выбора по тем же причинам, что и точки F и G.

Вывод: если некоторая кривая безразличия пересекает бюджетную линию в двух точках, то все точки бюджетной линии. лежащие между ними, будут более предпочтительны.


Точка потребительского равновесия

Лишь когда кривая безразличия имеет только одну общую точку с бюджетной линией (точка Е), эта точка соответствует наиболее предпочтительному доля потребителя набору товаров из всего множества доступных этому потребителю наборов.

Точка потребительского равновесия (оптимума) – это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.

Как известно, наклоны двух линий в точке касания равны. Следовательно, в точке Е наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия.

Ранее было показано, что наклон кривой безразличия в конкретной точке равен предельной норме замещения, а наклон бюджетной линии – отношению цен товаров РхY, следовательно в точке потребительского оптимума Е

Рх

MRS = —

РY

Вывод: потребитель получает максимальное удовлетворение своих потребностей, устанавливая потребление товаров Х и Y таким образом, чтобы MRS равнялась соотношению цен.

Другими словами, норма, при которой потребитель готов заменить один товар Х на другой Y, должна быть равна рыночной норме, при которой эта замена возможна.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow