Фирма как субъект рынка
Одним из основных субъектов рыночного хозяйства является фирма.
Как известно, фирма - это экономическая единица, состоящая из одного или нескольких предприятий, которая:
· самостоятельно принимает решения;
· использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;
· стремится к максимизации прибыли.
Под предприятием принято понимать имущественный комплекс – совокупность зданий, сооружений, оборудования, сырья и т.д.
Появление и широкое распространение фирм относятся к периоду первоначального накопления капитала. Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Первоначально фирма (от итал. firma – подпись) означала торговое имя коммерсанта. Ныне этот термин обозначает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. Таким образом, основная функция фирмы состоит в соединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечная цель деятельности фирмы – максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.
|
|
Спонтанный порядок и иерархия
Как известно, существуют две основные формы организации хозяйственной деятельности: спонтанный порядок и иерархия.
Спонтанный порядок предполагает согласование действий через рынок, когда решение принимается участником сделки самостоятельно на основе собственных мотивов и имеющейся информации. Как правило, при этом значительное влияние на принятие решения оказывает информация о ценах.
Иерархия предусматривает подчинение индивидуальных действий отдельных участников распоряжениям центральной власти («иерархия» происходит от греч. hierarchia — священная власть). Роль координатора в иерархической системе выполняет руководитель. Его приказы безоговорочно принимаются подчиненными и обязательны для исполнения. При этой форме организации экономики приоритетное место отводится не цене, а диктату руководителя, сознательно все планирующего и организующего.
В отличие от спонтанного рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах, фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.
|
|
Если исходить из того, что рыночный механизм достаточно совершенен, что только он эффективно распределяет ресурсы и обеспечивает взаимное согласование цен и объемов экономических благ, то непонятно, зачем нужны фирмы, почему они возникают?
В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирмы. Наибольшее признание получила теория американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике за 1991 г. Рональда Коуза, изложенная в знаменитой статье «Природа фирмы» (1937). Ее суть состоит в следующем: фирма как экономический институт возникает в ответ на дороговизну рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые могли бы нести индивидуальные, не объединенные в организации производители. Р. Коуз назвал их трансакционными издержками (от лат. transactio – договор, сделка).
Трансакционные издержки
Трансакционные издержки – это расходы, связанные не с производством как таковым, а с его организационной стороной, т.е. процессом налаживания отношений между рыночными агентами в ходе заключения ими различных сделок.
Подобно трению в физике, трансакционные издержки затрудняют движение рыночного механизма.
Р. Коуз выделил четыре категории трансакционных затрат:
1. На сбор и обработку информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг).
2. На проведение переговоров и принятие решений (заключение
контрактов).
3. На контроль за соблюдением условий договора.
4. На юридическую защиту контракта.
Очевидно, что в условиях рынка выбор конкретного способа экономической организации определяется величиной трансакционных издержек, соответствующих каждому из них. Фирмы (иерархический путь) выживают в тех случаях, когда трансакционные издержки внутри фирмы оказываются ниже аналогичных рыночных издержек. В противном случае торжествует стихийный порядок.
Причины эффективности фирмы
Факторы, обеспечивающие более высокую эффективность фирмы в сравнении со стихийным порядком, состоят в следующем:
а) эффективное проведение сложных операций: Аккумулируя большее количество ресурсов на длительное время, фирма имеет возможность заменить ряд отдельных трансакций по привлечению факторов одним единственным долгосрочным контрактом. Наличие иерархии внутри фирмы позволяет управлять размещением и использованием ресурсов. Все это приводит к значительному уменьшению размера трансакционных издержек.
б) снижение риска недобросовестности партнеров: Фирма снижает риск недобросовестности, которую могут проявить контрагенты по сделке во многих формах: прямой обман, сокрытие истинных причин составления договора; использование информации, доступной лишь одной из сторон - участниц соглашения, и т.п. Чтобы избежать или значительно уменьшить опасность обмана, фирма создает систему контроля за выполнением обязательств. Формы контроля могут быть самые различные: сильная мотивация управляющих на успех фирмы, аттестация работников, аудиторские проверки, проведение плановых и внезапных ревизий, инвентаризация и т.д.
|
|
в) улучшение адаптации: Фирма легче приспосабливается к внезапным изменениям ситуации, что связано с существующей в ней иерархией. Многие неожиданности легко регулируются простым изменением приказов. Власти руководства вполне хватает, чтобы скорректировать планы или обеспечить проведение избранного курса. Кроме того, фирма как способная к предвиденью организация может прогнозировать развитие событий, заранее накапливать резервы для минимизации последствий.
Итак, хотя фирма не может полностью избавиться от трансакционных издержек, осуществление деловых операций внутри нее предполагает меньшие затраты по сравнению с аналогичными расходами при рыночной организации. Фирма выступает средством экономии трансакционных издержек.
Издержки бюрократического контроля
Любая иерархическая организация так же не свободна от издержек, как и рынок. Их можно назвать издержками бюрократического контроля. Дело в том, что с увеличением размеров фирмы может начаться сокращение дохода от предпринимательской функции, так как издержки бюрократического контроля внутри фирмы будут возрастать. При превышении определенного размера иерар-
|
|
хия начинает терять управляемость, так как в силу вступает действие принципа убывающей доходности управления. Затраты на поиск и обработку информации стремительно растут. Подчинение работников целям фирмы с помощью системы стимулов, контроля и надзора обходятся все дороже и дороже. Поэтому организация экономики всей страны по типу одной гигантской фабрики ведет не к сокращению, а к возрастанию трансакционных затрат в форме затрат бюрократического контроля.
Отсюда следует, что ни у рынка нет абсолютных преимуществ перед иерархией, ни у иерархии – перед рынком.
Критерием оптимальности для фирмы является величина трансакционных издержек. Как только трансакционные издержки на управление внутри фирмы начинают превышать затраты на рыночные трансакции вне ее, размер фирмы следует ограничить, так как она становится неэффективной. Оптимальные размеры фирмы обычно определяются точкой, где предельные затраты использования рынка становятся равными предельным затратам использования административного контроля. До этой границы выгодна «иерархия» (фирма), после – рынок. При этом оптимальный размер фирмы будет зависеть от отрасли, технологии, от степени интеграции фирмы и т.д.
В теории фирмы принято различать вертикально и горизонтально интегрированную фирму.
Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).
Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других фирм, занимающихся одним и тем же бизнесом.
Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (англ. diversification – разнообразие, многообразие). Она означает проникновение фирмы в разнообразные, технологически не связанные между собой отрасли.
5.2 Основные формы организации предпринимательства
Несмотря на большое разнообразие фирм, действующих в различных отраслях экономики, можно выделить три основных типа организации фирм:
· индивидуальное предпринимательство;
· товарищество;
· акционерное общество.
Значение размера фирмы
Как правило, на форму организации фирмы определяющее влияние оказывает его размер. Так, малые и средние фирмы обычно образуются и работают в форме индивидуального предпринимательства или товарищества. Подавляющее число крупных предприятий организованы в виде акционерных обществ.
Если мы сравним эти формы друг с другом, то окажется, что в США на индивидуальные фирмы приходится свыше 70 % от обще-
го числа фирм, но только 6-7 % совокупного выпуска, на партнерства –10 % от общего числа и 4-5 % выпуска, на корпорации соответственно 18-20 % и 88-90 %.
Рассмотрим более подробно каждый из названных типов организации фирм.
5.2.1. Малый бизнес: индивидуальное предпринимательство и товарищества
Малый бизнес
Исторически малый бизнес являлся первой и - на протяжении долгих веков - единственной формой предпринимательства. Крупные фирмы появились лишь в XIX в.
Малый бизнес — это динамично развивающийся сектор любой экономики. Его высокая эффективность связана с двумя факторами:
· во многих отраслях минимум средних долгосрочных издержек достигается при небольших объемах выпуска продукции; соответственно оптимальным в этих отраслях является малый размер фирм;
· у малых фирм низки внутрифирменные трансакционные издержки.
Малые фирмы динамичны и гибки, способны на быстрое обновление номенклатуры производимой ими продукции. Они более приспособлены к выпуску уникальных, нестандартных изделий, хорошо учитывают дифференцированный спрос потребителей. Малые предприятия быстрее и дешевле перевооружаются технически, требуют меньше капитальных вложений. Некоторые из них, так называемые венчурные или рисковые, фирмы создают самые революционные технические новинки. Чаще всего малые предприятия действуют в трудоемких сферах производства. Поэтому они — значительный источник новых рабочих мест. В большинстве стран малые предприятия являются главными налогоплательщиками, обеспечивают значительную часть доходов бюджета.
Вместе с тем малый бизнес является наиболее изменчивым сектором экономики: Высока «смертность» малых предприятий, особенно на раннем этапе их существования. Так, по данным Всемирного банка, из создающихся малых предприятий через год остается примерно половина, через три года — 7-8 %, а через пять лет — только 3 %. Но на место ликвидированных фирм образуются новые.
Наиболее типичными формами мелкого бизнеса стали система франчайзинга (от franchise – льготный) и венчурного (от venture – рисковать) предпринимательства.
Франчайзинг
Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы на определенной территории. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными. Мелкие фирмы получают опеку, льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.
Венчурная фирма
Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя, низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и перейти к работе над другими видами новой продукции. Часто венчурные фирмы являются дочерними от крупных корпораций, или работают под их покровительством.
Индивидуальное предпринимательство
Самой простой и распространенной организационной формой малого бизнеса является индивидуальная фирма (по российскому законодательству - индивидуальное предпринимательство)
Индивидуальная фирма – это фирма, владелец (хозяин) которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т.е. является субъектом неограниченной ответственности).
Преимущества и недостатки индивидуальной фирмы
Преимущества:
· простота организации, благодаря которой коммерческое предприятие, основанное на единоличной собственности, создается без особых затруднений;
· свобода действий владельца фирмы: нет необходимости согласовывать принимаемые решения с кем бы то ни было (он самостоятелен в ведении всех своих дел),
· сильная экономическая мотивация (получение всего остаточного дохода одним лицом – владельцем фирмы).
Недостатки:
· ограниченность финансовых и материальных ресурсов;
· отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функции (особенно в условиях малых и средних предприятий),
· неограниченная ответственность собственника по всем обязательствам, взятым на себя его предприятием.
Индивидуальное предпринимательство - наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов и т.п.
Товарищества
Индивидуальное предприятие является преобладающей, но не единственной формой организации малого предприятия. Дальнейший рост и развитие предприятия требует дополнительного привлечение капитала, который может быть получен с помощью участия других лиц (товарищей). Соответственно эта форма получила название товарищество. Товарищество может выступать также и формой организации среднего и даже крупного бизнеса. Однако в последнем случае в роли товарищей в них обычно выступают не отдельные люди, а целые фирмы.
Деятельность товарищества основана на объединении паев (в виде денег или имущества) участников предприятия. Сумма пая фик-
сируется в паевом свидетельстве и дает право его владельцу на получение прибыли и право голоса на собрании предприятия.
Товарищество – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.
Организационные формы товариществ
В зависимости от степени имущественной ответственности товарищества делятся на:
1) полные товарищества;
2) товарищества с ограниченной ответственностью;
3) смешанные товарищества.
Организация полного товарищества предполагает высокую степень доверия его участников друг к другу и основывается на принципах полной и солидарной ответственности Участникам приходится отвечать по всем обязательствам предприятия не только его имуществом, но и своим личным имуществом.
Эта форма находит применение на тех предприятиях, где большой удельный вес составляет интеллектуальный капитал (брокерские, бухгалтерские, аудиторские, внедренческие фирмы). Люди, работающие в таких фирмах, являются деловыми партнерами.
Учитывая, что полная ответственность связана с рядом неудобств, большая часть предприятий отдает предпочтение другой форме —товариществу с ограниченной ответственностью, весьма распространенному, в том числе и в нашей стране. Товарищество с ограниченной ответственностью основано на распространении ответственности лишь на капитал предприятия. В случае банкротства предприятия его участник рискует только своим паем, вложенным в предприятие. Иначе говоря, за долги обанкротившегося предприятия не могут быть востребованы личное имущество его владельцев, ценные бумаги других предприятий, личные денежные счета. Поэтому товарищество с ограниченной ответственностью представляет собой очень распространенную организационную форму предприятия.
Появление смешанного товарищества восходит к итальянским фирмам в далеком XIV в. К возникновению этой формы привели развитие промышленности и торговли, дальние морские путешествия, связанные с большим риском потери вложенного капитала.
Смешанное товарищество включает:
· полных участников (полных товарищей), которые руководят делом и полностью солидарно отвечают по всем обязательствам предприятия;
· вкладчиков, ответственность которых ограничена размерами вклада (пая).
Данная форма позволяет быстро увеличить капитал предприятия за счет внешних участников, обещая им хорошую прибыль, и что очень важно, одновременно страхует их от полного разорения при неудаче. Одновременно личное богатство полных товарищей служит для партнеров по сделкам гарантией уплаты по обязательствам.
Преимущества и недостатки товариществ
Преимущества:
· простота организации,
· объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные
средства и новые идеи.
Недостатки:
· ограниченность финансовых и материальных ресурсов;
· неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками:
· сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы, в разделе приобретенного вместе имущества.
· неограниченная ответственность собственника по всем обязательствам, взятым на себя его предприятием.
В форме товарищества организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т.п.
5.2.2. Крупный бизнес: акционерные общества
Средний и крупный бизнес
Средний бизнес играет менее заметную роль. Он не прочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).
Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребления. Высокая эффективность крупных компаний опирается:
· на экономию на масштабах производства;
· на сокращение безусловно постоянных издержек;
· на снижение внешних трансакционных издержек, которые особенно велики в технически сложных, капитало- и наукоемких отраслях, где действуют эти компании.
Акционерное общество
Основной организационной формой крупной фирмы является корпорация (по российскому законодательству - акционерное общество - АО). Акционерное общество представляет собой обезличенное предприятие с правом юридического лица, созданное в разрешительном порядке и обладающее уставным капиталом, разделенным на определенное число равных долей – акций.
Дело в том, что единоличным предпринимателям обычно не под силу создать крупное производство в промышленности. Требуется объединение капиталов, причем не капиталов узкого круга лиц, как в товариществе, а широкой публики.
Основная отличительная черта этой формы организации бизнеса заключается в том, что АО существует независимо от его собственников. Ответственность членов общества, которых называют акционерами, ограничивается нарицательной стоимостью приобретенных ими акций.
Преимущества и недостатки акционерных обществ
Преимущества:
· неограниченные возможности привлечения денежного капитала, необходимого для крупного производства при современных масштабах экономики.
· разделение прав акционеров на имущественные и личные. К имущественным относится право на получение дивиденда, а также части стоимости имущества фирмы в случае ее ликвидации. К личным относится право на участие в управлении делами акционерного общества. Акционер может не принимать участия в управлении, ничего не теряя в имущественном праве;
· ограниченная ответственность акционеров: в случае банкротства предприятия акционер теряет только сумму, которую он вложил в данное предприятие. Это гарантирует акционерам снижение риска при сохранении возможности получения больших выигрышей (прибылей), что превращает АО в наиболее эффективную форму вложения капиталов, обеспечивает сосредоточение денежных средств и их быстрый перелив из одной отрасли в другую.
· стабильность функционирования: выход из АО какого-либо участника не приводит к остановке производства, и предприятие продолжает работать.
· привлечение профессиональных специалистов: АО использует профессиональный менеджмент — наемных управляющих, специально подготовленных для деятельности в определенной области и потому способных эффективно решать сложные вопросы (скажем, инженерные, маркетинговые, финансовые и прочие проблемы).
Недостатки:
· сложность организации: создание и ликвидация акционерной компании требует высоких (по сравнению с ликвидацией малых предприятий) затрат;
· благоприятные возможности для экономических злоупотреблений и бюрократизации: возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости, сложная организационная структура АО способствует его бюрократизации.
· разделение функций собственности и контроля: участие акционеров в управлении АО и контроль за ним существенно слабее власти хозяина в малой фирме. При некоторых условиях наемные менеджеры могут действовать в своих узкокорыстных интересах в ущерб акционерам и компании в целом;
· двойное налогообложение: прибыль компании дважды облагается налогом на прибыль. Первый раз облагается налогом полученная предприятием прибыль, а второй раз налог взимается с полученных акционерами дивидендов.
Виды акционерных обществ
Различают два вида акционерных обществ:
· закрытое акционерное общество (ЗАО);
· открытое акционерное общество (ОАО).
ЗАО представляет собой предприятие, капитал которого распределен среди замкнутого круга лиц: членов трудового коллектива; учредителей предприятия; смежников. Акции могут переходить от одного лица к другому только при согласии большинства акционеров. Для акционерных обществ закрытого типа характерна зависимость между обладанием акциями и выполнением акционерами каких-либо производственных функций. В силу всех этих ограничений в ЗАО затруднен свободный приток капиталов, но есть гарантия от захвата со стороны путем скупки акций.
Акции ОАО распространяются по открытой подписке. Купить акцию и стать акционером может любой человек. С целью предоставления информации о деятельности предприятия, необходимой для акционеров, акционерное общество обязано ежегодно публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и ее использовании, некоторые другие показатели.
Управление акционерным обществом
Владельцами АО являются акционеры — собственники акций. А управляют этой собственностью по их поручению менеджеры — наемные управляющие, собственниками не являющиеся. Этим обстоятельством определяется специфика управления акционерной компанией. По российским законам система управления акционерным обществом включает три уровня:
1-й уровень: СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ |
Определение цели АО |
2-й уровень: СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ |
Определение способов достижения цели; контроль за исполнением |
3-й уровень: ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН |
Реализация целей |
Собрание акционеров
Собрание акционеров – высший орган управления АО. На нем решаются важнейшие производственные, финансовые и социальные вопросы (избрание директора предприятия, утверждение годовых результатов деятельности, изменение устава предприятия и т. д.). Решения принимаются большинством голосов, а каждая акция дает акционеру право на один голос. Акционер, сосредоточивший в своих руках значительное количество акций, имеет большее влияние на предприятие.
Контрольный и блокирующий пакеты акции
Контрольным пакетом называется такое количество акций, которое дает возможность осуществлять полный контроль за деятельностью акционерного общества.
Чтобы иметь на собрании абсолютное большинство голосов, теоретически необходимо располагать 50 % плюс 1 акция.
Кроме контрольного пакета, важную роль играет и блокирующий пакет. Если первый обеспечивает проведение решений, диктуемых владельцем (или объединившейся группой владельцев) большинства акций, то второй гарантирует защиту интересов вла-
дельца значительного меньшинства капитала. Собственники крупных пакетов (обычно не менее 25% акций), даже если эти пакеты не являются контрольными, имеют право вето, т.е. запрета проведения невыгодных им решений.
На практике контрольный пакет обычно меньше 50%. Это связано с двумя причинами. Во-первых, реально не все акционеры пользуются своим правом голоса, так как не имеют времени, знаний или желания принимать участие в собрании акционеров. Во-вторых, наблюдается так называемое распыление капитала крупных акционерных компаний. Акции часто бывают распределены среди тысяч акционеров, большинство из которых владеет незначительной частью акций компании. Реальной возможности повлиять на принимаемые АО решения мелкий акционер не имеет и в голосовании обычно не участвует. Поэтому все важнейшие вопросы решаются крупными акционерами: достаточно иметь 10—15% акций, чтобы контролировать деятельность компании.
Совет директоров
Основное предназначение совета директоров заключается в выполнении контрольной функции. Совет директоров несет главную ответственность за управление делами предприятия и осуществляет три основные функции:
1) контроль за деятельностью администрации;
2) назначение исполнительного органа АО;
3) рассмотрение и принятие важнейших стратегических решений.
В совет директоров входят внешние члены (лица, не работающие на данном предприятии, — представители банков, контрагенты, адвокаты и др.) и внутренние члены (работники предприятия, избираемые акционерами из состава его администрации). Совет директоров следит за тем, как выполняются желания акционеров и определяет направления развития компании на длительную перспективу.
Исполнительный орган
Исполнительный орган формируется из наемных менеджеров. Даже генеральный директор является не хозяином, а только служащим фирмы. Каждый из менеджеров — профессионал в определенной сфере: организации производства, технических разработок, маркетинга, финансов и т.п. Вмешательство акционеров в его требующую больших специальных знаний деятельность весьма затруднено.
Чтобы заставить менеджеров работать в интересах акционеров большое внимание уделяется системе стимулирования их труда. Используются премии, величина которых зависит от результатов работы управляющих. Часть жалования руководителям выплачивается акциями своей фирмы, что позволяет «усадить менеджеров и акционеров в одну лодку». Если менеджер эффективно управляет предприятием, то оно работает прибыльно» соответственно растет цена принадлежащих лично ему акций.
Эффективным средством контроля за деятельностью менеджера является способность акционеров «голосовать ногами». Так, акционеры, разочарованные в результатах деятельности своей компании, могут просто продать ее акции. Появление на рынке значительного количества акций данного предприятия (увеличение предложения акций) ведет к падению их стоимости. Это позволяет другим компаниям дешево скупить их и осуществить поглощение. Новый же владелец обычно производит замену прежних, не справившихся со своими обязанностями менеджеров.
5.2.3. Государство как предприниматель. Унитарные предприятия
Обычно в рыночной экономике коммерческая деятельность находится в частных руках. Однако в некоторых случаях в качестве предпринимателя может выступать и государство. Чаще всего государственное предпринимательство представлено:
1) в отраслях, значение которых жизненно важно для безопасности страны;
2) естественными монополиями, чтобы воспрепятствовать неизбежному возникновению там частной монополии;
3) в убыточных, а потому не привлекающих частной бизнес предприятиях и отраслях, которые по стратегическим соображениям должны быть сохранены.
Формы государственных предприятий
Государственный бизнес выступает в двух основных организационных формах:
1) предприятия, полностью находящиеся в собственности государства. Имущество этих предприятий является неделимым, т.е. не может быть распределено по вкладам (акциям, паям). Поэтому эти предприятия принято называть унитарными (от лат. unitas — единство, одно целое).
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не имеющая права собственности на закрепленное за ней собственником (государством, региональным или местным органом власти) имущество.
В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия. Разновидностью унитарных предприятий являются федеральные казенные предприятия.
2) предприятия, находящиеся под контролем государства через его владение контрольным пакетом акций. По своей сути эти предприятия являются обычными акционерными обществами, но с правом принятия решений государством.
5.3. ЦЕННЫЕ БУМАГИ и ФОНДОВАЯ БИРЖА
Ценные бумаги представляют собой финансовые документы, в которых зафиксированы определенные имущественные права их владельцев. Основными их видами являются акции и облигации.
Акции
Акция представляет собой ценную бумагу, свидетельствующую о внесении определенной суммы в капитал акционерного общества.
В зависимости от набора предоставляемых владельцу прав, выделяются простые (обыкновенные) и привилегированные акции. Простые являются наиболее часто встречаемым видом акций. Главные
права держателей обыкновенных акций заключаются в праве голоса на собрании акционеров и праве на получение дивидендов, зависящих от размера получаемой АО прибыли.
Само название привилегированных акций говорит о наличии ряда преимуществ (привилегий), которые предоставляются их владельцам. Главное из них состоит в праве на получение фиксированных дивидендов вне зависимости от размеров прибыли АО. Но привилегированные акции не дают их владельцам права голоса. Впрочем, в России они такое право все же иногда приобретают. А именно, если из-за сложного положения акционерного общества им не выплачивается фиксированный дивиденд. Нарушение одного из прав таким способом компенсируется приобретением другого.
Любой вид акции дает владельцам право их свободной продажи, но не обязывает акционерное общество выкупать их. С момента приобретения акции их владелец несет вместе с обществом предпринимательские риски. И если дела компании пойдут плохо и акции превратятся в бросовые бумаги, никто не обязан возмещать владельцу вложенные деньги.
Номинальная стоимость и курс акции
Любая акция имеет номинальную стоимость, написанную на ней самой, и равную сумме денег, считающейся вложенной ее владельцем в компанию. По номинальной стоимости акции продаются всего один раз, в момент эмиссии. Наряду с номинальной существует рыночная цена, называемая курсом акции. Курс акций определяется соотношением спроса и предложения на них. А эти величины, в свою очередь, зависят от того, насколько хорошо работает предприятие, а также от функционирования экономики в целом.
Облигации
Облигация - это ценная бумага, которая удостоверяет отношение займа между ее владельцем и предприятием-эмитентом и подтверждает обязательство возвратить ее владельцу номинальную стоимость по истечении указанного в ней срока.
Если предприятие, выпустившее акции, в обмен на привлеченный капитал принимает на себя бессрочные обязательства перед держателями акций, то выпуск облигаций ведет к установлению временных отношений между их владельцем и эмитентом. До истечения срока действия облигации ее держатель не может требовать возврата номинальной стоимости, однако, имеет полное право на получение фиксированного дохода. В отличие от владельца акций, собственник облигаций не является совладельцем капитала предприятия, не имеет права вмешиваться в его деятельность. Он — кредитор этого предприятия. Поэтому и доход, получаемый по облигациям, называется процентом.
Рынок ценных бумаг
Обращение акций и облигации происходит на особом рынке ценных бумаг. Основными его участниками являются потребители и поставщики капитала. Предприятия, нуждающиеся в капитале и привлекающие его с помощью выпуска (эмиссии) ценных бу
маг, называются эмитентами. Поставщики капитала, вкладывающие (инвестирующие) собственные денежные средства в приобретение ценных бумаг с целью получения дохода, именуются инвесторами.
На рынке ценных бумаг происходит пересечение интересов сторон-участниц. Так, инвесторы заинтересованы в получении высоких доходов от приобретенных ценных бумаг. Они также хотят, чтобы купленные ценные бумаги были достаточно надежны и ликвидны. Эмитенты ценных бумаг желают получить средства в должном размере, быстро и по доступной цене. При этом возможность получения необходимых денежных средств для эмитента связана с автоматически возникающими у него обязательствами по передаче части получаемой прибыли инвесторам.
Первичный и вторичный рынки
В зависимости от способа поступления ценных бумаг на рынок, различают первичный и вторичный рынок ценных бумаг. На первичном рынке фирма-эмитент привлекает средства инвесторов. Первичный рынок дает рождение ценным бумагам, вся же последующая долгая «жизнь» ценных бумаг связана со вторичным рынком.
На вторичном рынке ценные бумаги могут поменять своих владельцев, то есть перейти от одних инвесторов к другим. Другими словами, операции на вторичном рынке, как правило, происходят без участия эмитента и не приносят ему дополнительных средств. Вместе с тем происходящие здесь события небезразличны для эмитента. Ведь никто не будет приобретать на первичном рынке акции дороже, чем их же можно купить на вторичном.
Фондовая биржа и ее функции
Фондовая биржа представляет собой организованный рынок, где по заранее определенным жестким правилам совершаются сделки с ценными бумагами. Фондовая биржа призвана обеспечить быструю, надежную и эффективную перепродажу ценных бумаг. Она выступает в качестве организатора проведения сделок между двумя сторонами: поставщиком капитала и его потребителем.
В процессе своей деятельности фондовая биржа выполняет три основные функции:
1) аккумуляции капитала: находясь в центре пересечения интересов продавцов и покупателей, биржа аккумулирует разрозненные свободные финансовые средства и помогает их инвестированию в ценные бумаги, а значит, в конечном счете, и в производство.
2) обеспечения межотраслевых переливов капитала: с помощью купли - продажи ценных бумаг на бирже капиталы перетекают из отраслей, где существует устойчивое перепроизводство (скажем, старые отрасли, производящие неконкурентоспособные товары), в отрасли, где рынок требует резкого наращивания выпуска.
3) переход управления предприятиями к эффективному собственнику: ценные бумаги неэффективно работающей фирмы из-за стремления многих владельцев избавиться от них резко понижаются в цене. Это создает благоприятную возможность для скупки акций в целях формирования контрольного пакета, и, следовательно, способствует переходу управления компанией в более надежные руки, то есть к эффективному собственнику.