Упражнения. 1. Доход потребителя равен 12 долл

1. Доход потребителя равен 12 долл. Цена шляпы – 2 долл., цена яблок – 1 долл., в таблице приводятся данные об общей полезности различного количества шляп и яблок:

Количество шляп TU MU Количество яблок TU MU
           
           
           
           
           
           
           
           

а) Подсчитайте предельную полезность указанных благ и занесите полученные результаты в таблицу.

б) Определите реальный доход потребителя, выраженный в количестве приобретенных шляп; в количестве приобретенных яблок.

в) Чему равна относительная цена шляпы? Яблок?

г) Сколько шляп и яблок надо купить, чтобы достичь равновесия? Чему в этом случае равна предельная полезность шляп? Яблок? Чему равна общая полезность?

Решение:

а) Для определения предельной полезности воспользуемся формулой:

MU= ΔTU/ΔQ

Количество шляп TU MU Количество яблок TU MU
    -     -
           
           
           
           
           
           
           

б) Реальный доход в шляпах равен количеству шляп, которые потребитель может приобрести, полностью истратив денежный доход только на шляпы:

12 долл.: 2 долл. = 6 (шляп)

Реальный доход в яблоках равен количеству яблок, которые потребитель может приобрести, полностью истратив денежный доход только на яблоки:

12 долл.: 1 долл. = 12 (кг яблок)

в) Относительная цена шляпы равна количеству яблок, которые можно купить на деньги, которые потребитель платит за шляпы:

2 долл.: 1 долл. = 2 (кг яблок)

Относительная цена яблок равна количеству шляп, которые можно купить на деньги, которые потребитель платит за 1 кг яблок:

1 долл.: 2 долл. = 0,5 (шляпы)

г) Равновесие потребителя достигается при выполнении двух условий:

MUшл MUяб

1) ——— = ————;

Pшл Pяб

2) полное использование дохода.

Из первого условия следует, что в равновесном наборе должно быть одинаковое количество шляп и яблок. Стоимость набора из одной шляпы и 1 кг яблок равна 3 долл. Поэтому оптимальным будет набор из 4 шляп и 4 кг яблок. MU шл. = 70; MU яб. = 35; TU = TUшл. + TU яб. = 340 + 170 = 510.

2. На рисунке показана одна из кривых безразличия потребителя и его бюджетная линия. Известна цена товара Y: РY = m.

а) Какой доход имеет потребитель?

б) Какова цена товара Х?

в) Напишите уравнение бюджетной линии.

г) Каков наклон бюджетной линии? Что означает эта величина?

Решение:

а) Если весь доход М потребитель потратит только на товар Y, он сможет приобрести а единиц, поэтому

М = am;

б) Если весь доход М потребитель потратит только на товар X, он сможет приобрести bединиц, поэтому цена товара X:

Px = M/b = am/b;

в) Подставим полученные значения в общий вид уравнения бюджетной линии:

M Px am am a

y = — - — x или y = — - — x = a - — x;

Py Py m bm b

г) наклон бюджетной линии равен коэффициенту при х, то есть – a/b, эта величина равна MRS или отношению цен товаров X и Y.


Задачи, тесты, ситуации

1. На рисунке представлены четыре кривые безразличия потребителя, покупающего товары Х и Y, а также первоначальная (АВ) и новая (АВ1) бюджетные линии. Точки Е0 и Е1 – это два оптимума потребителя, имеющего доход 20 долл. Определите, верны или нет следующие утверждения:

А) Бюджетная линия АВ имеет наклон –2.

Б) Первоначально потребитель максимизирует общую полезность в точке Е0, тогда как любая другая комбинация товаров Х и Y не увеличит общей полезности.

В) Цена товара Х первоначально составляла 2 долл.

Г) Цена товара Y первоначально составляла 4 долл.

Д) Потребитель сможет передвинуться на более высокую кривую безразличия, так как его реальный доход растет, когда бюджетная линия сдвигается из положения АВ в положение АВ1.

Е) Увеличение денежного дохода позволяет потребителю передвинуться на новую бюджетную линию АВ1.

Ж) Приведенные кривые безразличия показывают, что чем больше товара Х будет иметь потребитель, тем меньше товара Y он отдаст за дополнительную единицу товара Х.

З) Кривая безразличия I1 имеет наклон – 0,5 в точке Е1.

И) При бюджетном ограничении АВ1 цена товара Х составляет 2 долл.

К) Наклон бюджетной линии АВ показывает первоначальную предельную норму замещения товаров Х и Y.

Л) В точке Е1 цена товара Х равна 8 долл.

М) В точке Е1 цена товара Y равна 8 долл.

Н) Сдвиг бюджетной линии АВ в положение АВ1 объясняется снижением цены товара Х.

В заданиях 2 - 4 укажите единственно верный ответ:

2. Полезность некоторого блага для потребителя состоит в том, что это благо:

а) полезно для его здоровья;

б) приносит ему определенное удовлетворение;

в) позволяет избежать потребления некачественных продуктов.

3. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что:

а) все блага имеют для потребителя разную полезность: поэтому их все можно расположить в порядке убывания этой полезности;

б) необходимо потреблять сначала самые полезные блага, а потом все остальные;

в) полезность от потребления следующей порции блага всегда меньше полезности предыдущей порции.

4. Индивид потребляет 2 единицы некоего блага. Предельная полезность 2-й единицы равна 5. Мы можем сказать о величине общей полезности блага, что

а) она равна 5;

б) она больше 10;

в) ничего не знаем о ней даже приблизительноввиду отсутствия информации о предельной полезности1-й единицы данного блага.

В заданиях 5 – 7 определите, верны или неверны приведенные утверждения:

5. Бюджетное ограничение определяет зону, внутри которой делается потребительский выбор.

6. При изменении цены конкретного товара эффект дохода может быть как положительным, так и отрицательным.

7. Закон уменьшения предельной полезности заключается в следующем: если потребляется больше товара, каждая следующая единица товара приносит меньшее удовлетворение, чем предыдущая.

В заданиях 8 – 10 вставьте пропущенные слова в приведенные утверждения:

8. (Полезность / относительная цена / бюджетное ограничение) _____ измеряет цену одного товара в единицах другого товара.

9. (Общая полезность / предельная полезность / доход) ____________ - это мера совокупного удовлетворения, полученного от потребления всего количества товара.

10. Любая точка на или внутри бюджетного ограничения (достижима / недостижима) ________________, тогда как любая точка над или вне линии бюджетного ограничения (достижима / недостижима)_______________.


Ответы:

1: А.н; Б.в; В.н; Г.в; Д.в; Е.н; Ж.в; З.в; И.в; К.в; Л.н; М.н; Н.в;

2.б; 3.в; 4.в;

5.в; 6.в; 7.в;

8. относительная цена;

9. общая полезность;

10. достижима, недостижима.


Те­ма 5. ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ


Учеб­ные це­ли:

· знать, что пред­став­ля­ет со­бой фир­ма как эко­но­ми­че­ский субъ­ект рын­ка, ка­кие функ­ции она вы­пол­ня­ет;

· уметь объ­яс­нить ос­нов­ные чер­ты фир­мы и ее от­ли­чия от рын­ка как аль­тер­на­тив­ной фор­мы ко­ор­ди­на­ции про­из­во­ди­те­лей;

· понимать экономический смысл трансакционных издержек, уметь приводить примеры;

· уметь пояснять, как фирма способствует минимизации трансакционных издержек;

· знать основные организационно-правовые формы фирм, их достоинства и недостатки, ви­деть раз­ли­чия ме­ж­ду ними;

· знать основные формы малого бизнеса;

· уметь объ­яс­нять, что пред­став­ля­ет со­бой уни­тар­ное пред­при­ятие;

· уметь объ­яс­нять, что пред­став­ля­ет со­бой ак­цио­нер­ное об­ще­ст­во;

· ви­деть раз­ли­чия ме­ж­ду обык­но­вен­ны­ми (про­сты­ми) и при­ви­ле­ги­ро­ван­ны­ми ак­ция­ми; ме­ж­ду ак­ция­ми и об­ли­га­ция­ми, ко­то­рые эми­ти­ру­ют­ся ак­цио­нер­ны­ми об­ще­ст­ва­ми;

· уметь ана­ли­зи­ро­вать, ка­ким об­ра­зом обес­пе­чи­вае­тся об­ла­да­ние кон­троль­ным па­ке­том ак­ций;

· представлять, что такое рынок ценных бумаг, различия между первичным и вторичным рынком;

· знать, что такое фондовая биржа, какие основные функции она выполняет.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: