1. Доход потребителя равен 12 долл. Цена шляпы – 2 долл., цена яблок – 1 долл., в таблице приводятся данные об общей полезности различного количества шляп и яблок:
Количество шляп | TU | MU | Количество яблок | TU | MU |
а) Подсчитайте предельную полезность указанных благ и занесите полученные результаты в таблицу.
б) Определите реальный доход потребителя, выраженный в количестве приобретенных шляп; в количестве приобретенных яблок.
в) Чему равна относительная цена шляпы? Яблок?
г) Сколько шляп и яблок надо купить, чтобы достичь равновесия? Чему в этом случае равна предельная полезность шляп? Яблок? Чему равна общая полезность?
Решение:
а) Для определения предельной полезности воспользуемся формулой:
MU= ΔTU/ΔQ
Количество шляп | TU | MU | Количество яблок | TU | MU |
- | - | ||||
б) Реальный доход в шляпах равен количеству шляп, которые потребитель может приобрести, полностью истратив денежный доход только на шляпы:
12 долл.: 2 долл. = 6 (шляп)
Реальный доход в яблоках равен количеству яблок, которые потребитель может приобрести, полностью истратив денежный доход только на яблоки:
12 долл.: 1 долл. = 12 (кг яблок)
в) Относительная цена шляпы равна количеству яблок, которые можно купить на деньги, которые потребитель платит за шляпы:
2 долл.: 1 долл. = 2 (кг яблок)
Относительная цена яблок равна количеству шляп, которые можно купить на деньги, которые потребитель платит за 1 кг яблок:
1 долл.: 2 долл. = 0,5 (шляпы)
г) Равновесие потребителя достигается при выполнении двух условий:
MUшл MUяб
1) ——— = ————;
Pшл Pяб
2) полное использование дохода.
Из первого условия следует, что в равновесном наборе должно быть одинаковое количество шляп и яблок. Стоимость набора из одной шляпы и 1 кг яблок равна 3 долл. Поэтому оптимальным будет набор из 4 шляп и 4 кг яблок. MU шл. = 70; MU яб. = 35; TU = TUшл. + TU яб. = 340 + 170 = 510.
2. На рисунке показана одна из кривых безразличия потребителя и его бюджетная линия. Известна цена товара Y: РY = m.
а) Какой доход имеет потребитель?
б) Какова цена товара Х?
в) Напишите уравнение бюджетной линии.
г) Каков наклон бюджетной линии? Что означает эта величина?
Y a Io 0 b Х |
Решение:
а) Если весь доход М потребитель потратит только на товар Y, он сможет приобрести а единиц, поэтому
М = am;
б) Если весь доход М потребитель потратит только на товар X, он сможет приобрести bединиц, поэтому цена товара X:
Px = M/b = am/b;
в) Подставим полученные значения в общий вид уравнения бюджетной линии:
M Px am am a
y = — - — x или y = — - — x = a - — x;
Py Py m bm b
г) наклон бюджетной линии равен коэффициенту при х, то есть – a/b, эта величина равна MRS или отношению цен товаров X и Y.
Задачи, тесты, ситуации
1. На рисунке представлены четыре кривые безразличия потребителя, покупающего товары Х и Y, а также первоначальная (АВ) и новая (АВ1) бюджетные линии. Точки Е0 и Е1 – это два оптимума потребителя, имеющего доход 20 долл. Определите, верны или нет следующие утверждения:
Y
A(0;5)
E0 I3
E1 I2
I1
I0
0 B (5;0) B1 (10;0) X
А) Бюджетная линия АВ имеет наклон –2.
Б) Первоначально потребитель максимизирует общую полезность в точке Е0, тогда как любая другая комбинация товаров Х и Y не увеличит общей полезности.
В) Цена товара Х первоначально составляла 2 долл.
Г) Цена товара Y первоначально составляла 4 долл.
Д) Потребитель сможет передвинуться на более высокую кривую безразличия, так как его реальный доход растет, когда бюджетная линия сдвигается из положения АВ в положение АВ1.
Е) Увеличение денежного дохода позволяет потребителю передвинуться на новую бюджетную линию АВ1.
Ж) Приведенные кривые безразличия показывают, что чем больше товара Х будет иметь потребитель, тем меньше товара Y он отдаст за дополнительную единицу товара Х.
З) Кривая безразличия I1 имеет наклон – 0,5 в точке Е1.
И) При бюджетном ограничении АВ1 цена товара Х составляет 2 долл.
К) Наклон бюджетной линии АВ показывает первоначальную предельную норму замещения товаров Х и Y.
Л) В точке Е1 цена товара Х равна 8 долл.
М) В точке Е1 цена товара Y равна 8 долл.
Н) Сдвиг бюджетной линии АВ в положение АВ1 объясняется снижением цены товара Х.
В заданиях 2 - 4 укажите единственно верный ответ:
2. Полезность некоторого блага для потребителя состоит в том, что это благо:
а) полезно для его здоровья;
б) приносит ему определенное удовлетворение;
в) позволяет избежать потребления некачественных продуктов.
3. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что:
а) все блага имеют для потребителя разную полезность: поэтому их все можно расположить в порядке убывания этой полезности;
б) необходимо потреблять сначала самые полезные блага, а потом все остальные;
в) полезность от потребления следующей порции блага всегда меньше полезности предыдущей порции.
4. Индивид потребляет 2 единицы некоего блага. Предельная полезность 2-й единицы равна 5. Мы можем сказать о величине общей полезности блага, что
а) она равна 5;
б) она больше 10;
в) ничего не знаем о ней даже приблизительноввиду отсутствия информации о предельной полезности1-й единицы данного блага.
В заданиях 5 – 7 определите, верны или неверны приведенные утверждения:
5. Бюджетное ограничение определяет зону, внутри которой делается потребительский выбор.
6. При изменении цены конкретного товара эффект дохода может быть как положительным, так и отрицательным.
7. Закон уменьшения предельной полезности заключается в следующем: если потребляется больше товара, каждая следующая единица товара приносит меньшее удовлетворение, чем предыдущая.
В заданиях 8 – 10 вставьте пропущенные слова в приведенные утверждения:
8. (Полезность / относительная цена / бюджетное ограничение) _____ измеряет цену одного товара в единицах другого товара.
9. (Общая полезность / предельная полезность / доход) ____________ - это мера совокупного удовлетворения, полученного от потребления всего количества товара.
10. Любая точка на или внутри бюджетного ограничения (достижима / недостижима) ________________, тогда как любая точка над или вне линии бюджетного ограничения (достижима / недостижима)_______________.
Ответы:
1: А.н; Б.в; В.н; Г.в; Д.в; Е.н; Ж.в; З.в; И.в; К.в; Л.н; М.н; Н.в;
2.б; 3.в; 4.в;
5.в; 6.в; 7.в;
8. относительная цена;
9. общая полезность;
10. достижима, недостижима.
Тема 5. ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Учебные цели:
· знать, что представляет собой фирма как экономический субъект рынка, какие функции она выполняет;
· уметь объяснить основные черты фирмы и ее отличия от рынка как альтернативной формы координации производителей;
· понимать экономический смысл трансакционных издержек, уметь приводить примеры;
· уметь пояснять, как фирма способствует минимизации трансакционных издержек;
· знать основные организационно-правовые формы фирм, их достоинства и недостатки, видеть различия между ними;
· знать основные формы малого бизнеса;
· уметь объяснять, что представляет собой унитарное предприятие;
· уметь объяснять, что представляет собой акционерное общество;
· видеть различия между обыкновенными (простыми) и привилегированными акциями; между акциями и облигациями, которые эмитируются акционерными обществами;
· уметь анализировать, каким образом обеспечивается обладание контрольным пакетом акций;
· представлять, что такое рынок ценных бумаг, различия между первичным и вторичным рынком;
· знать, что такое фондовая биржа, какие основные функции она выполняет.