Рассмотрим пример(рис.2.11.).
Протокольные объекты А и В устанавливают соединение друг с другом. Объект А передает протокольный блок REQ. Объект В, получив REQ, отвечает блоком RES.
Теперь посмотрим, как этот обмен должен быть связан с пользователем услуг (N)-уровня.
CONNECT request – запрос установления соединения
CONNECT indication – уведомление о наличии запроса
CONNECT response – ответ пользователя на запрос
CONNECT confirmation – подтверждение установления соединения
Рис.2.11
Такие пользовательские сообщения получили в стандартах ВОС наименование сервисных примитивов. Это концептуальные понятия, облегчающие описание последовательности событий при доступе к сервису уровня.
Для рассматриваемого случая упрощенно будем иметь следующие помеченные графы для протокола установления соединения (см. рис.2.12.).
Сервис каждого уровня состоит из услуг. Был рассмотрен пример одной из них – по установлению соединения. В общем же случае услуги могут быть обязательными и факультативными (опции), подтверждаемыми и неподтверждаемыми.
Подтверждаемые услуги – это те, предоставление которых связано с обменом набором сервисных примитивов запроса и подтверждения.
Рис.2.12.
Элементы описания сервиса стандартизованы МОС в документе IS 8509. Согласно этому стандарту сервис уровня определяется через следующую абстрактную модель:
Обозначение каждого сервисного примитива состоит из трех элементов: обозначение уровня ВОС; имя примитива; тип примитива.
Уровни обозначаются следующим образом: А — прикладной; Р — представления; S — сеансовый; T — транспортный; N — сетевой; DL — канальный; PL — физический.
Имя примитива определяется видом услуги. Например,
CONNECT – установление соединения;
RESET – сброс;
DATA – передача данных.
Сервисные примитивы разделяются на 4 типа(рис.2.14.):
Рис.2.14.
запроса – request; индикации – indication;
ответа – response; подтверждения – confermation.
Таким образом, например, примитив P-CONNECN request – это примитив представительного сервиса, относится к услуге по установлению соединения и является запросом.
Стандартом оговариваются также формальные правила составления диаграмм последовательности примитивов.
Вертикальные линии изображают точки доступа к сервису (N)-ТДС и, кроме того, течение времени (сверху-вниз).
При явной причинно-временной зависимости между сервисными примитивами они соединяются прямыми линиями. При отсутствии явной зависимости - используется "тильда".
Уточненная модель поставщика сервиса, показанная на рисунке, включает две очереди (А-В) и (В-А).
Пользователь может помещать в очередь содержимое сервисных примитивов (их параметры) и октеты данных. Некоторые параметры могут вставляться поставщиком, например, относящиеся к разъединению.
В исходный момент очередь пуста. Элементы передаются посредством очереди FIFO по соединению. На другом конце извлекаются из очереди в порядке следования (рис.2.15.).
Рис.2.15.
3.Верхние уровни модели OSI
В рамках общей концепции OSI разработаны рекомендации по внутреннему содержанию уровней. В основном эту работу проводили следующие международные организации:
q CCITT (МККТТ) – международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии;
q ISO (МОС) – международная организация по стандартизации;