Совокупное предложение (aggregate supply — AS) — это стоимость того количества конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынок к продаже все производители(частные фирмы и государственные предприятия).
Величина совокупного предложения представляет собой объем выпуска, который все производители готовы (намерены) произвести и предложить к продаже на рынке при каждом возможном уровне цен. Поэтому можно построить кривую совокупного предложения (кривую AS), показывающую зависимость величины совокупного предложения от уровня цен
В отличие от кривой совокупного спроса, которая отражает обратную зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен и поэтому всегда имеет отрицательный наклон, соотношение между величиной совокупного предложения и уровнем цен зависит от периода времени и определяется скоростью адаптации всех цен к изменению рыночной конъюнктуры (соотношения спроса и предложения на рынке), т.е. скоростью уравновешивания рынков. Поэтому кривая совокупного предложения имеет разный вид в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Кривая AS состоит из трех отрезков: горизонтального, возрастающего и вертикального.
На графике символом Y* обозначен потенциальный уровень реального объема национального производства.
Потенциальный объем выпуска — это такой объем выпуска, который может быть произведен при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов (труда и капитала) и существующей технологии.
Кейнсианский (горизонтальный) отрезок соответствует краткосрочному периоду и ситуации в экономике, когда имеющиеся материальные и людские ресурсы используются не на полную мощность. В таких условиях можно расширить производство без увеличения издержек на единицу продукции и повышения цен, так как вовлекаются незагруженное оборудование и незанятая рабочая сила.
Промежуточный (возрастающий) отрезок, соответствует ситуации, когда использование ресурсов приближается к полной занятости, то есть в отдельных отраслях оказываются занятыми все мощности и трудовые ресурсы. Для того, чтобы расширить совокупный объем производства, необходимо повысить цены на факторы производства. Поэтому на данном отрезке при расширении объема производства должны повышаться и цены.
Классический (вертикальный) отрезок соответствует долгосрочному периоду и состоянию полной занятости; реальный объем национального производства равен потенциальному, его уже нельзя увеличить. В ответ на рост совокупного спроса уровень цен растет, то есть растет номинальный ВНП, а реальный ВНП остается на том же уровне.
Факторы долгосрочного совокупного предложения
В долгосрочном периоде меняются и цены на товары, и цены на ресурсы (прежде всего номинальная заработная плата), все цены совершенно гибкие и изменяются пропорционально друг другу, и все рынки приходят во взаимное равновесие. При любом уровне цен фирмы могут произвести ровно столько продукции, сколько позволяют имеющиеся в экономике ресурсы. Кривая долгосрочного совокупного предложения имеет вертикальный вид.
Неценовым фактором, который воздействует на само совокупное предложение в долгосрочном периоде и обусловливает сдвиг кривой AS, является изменение количества и (или) качества (производительности) экономических ресурсов (труда,физического капитала, человеческого капитала,природных ресурсов, технологических знаний), что лежит в основе изменения производственного потенциала экономики и поэтому изменения величины потенциального объема выпуска (от Y* до Y1*) при каждом уровне цен. Увеличение количества и (или) совершенствование качества экономических ресурсов сдвигает кривую долгосрочного совокупного предложения вправо от AS до AS1 что означает экономический рост.

Факторы краткосрочного совокупного предложения
В краткосрочном периоде цены на товары либо не меняются, либо меняются быстрее, чем цены на ресурсы.
При построении своей модели Дж.М. Кейнс исходил из того, что все цены жесткие (фиксированная заработная плата и фиксированные цены на товары) и не меняются, что соответствует краткосрочному периоду и ситуации, когда в экономике имеется большое количество незанятых ресурсов (высокий уровень безработицы). Поэтому он считал, что величина совокупного предложения не зависит от уровня цен, то естькривая краткосрочного совокупного предложения AS имеет горизонтальный вид. Такая ситуация в реальной экономике встречается достаточно редко, она получила название «крайний кейнсианский случай».
Для краткосрочного периода в условиях современной экономики характерно, что цены на товары гибкие (меняются, адаптируясь к изменению рыночной конъюнктуры), а цены на ресурсы жесткие (не меняются), рост цен на товары обгоняет рост цен на ресурсы (заработной платы), поэтому величина совокупного предложения находится в прямой зависимости от уровня цен. Кривая краткосрочного совокупного предложения, по сути, является кривой средних издержек. Поскольку целевой функцией фирмы выступает максимизация прибыли π, которая на единицу продукции равна разнице между ценой товара Р и издержками на его производство АТС
π = Р - АТС,
то при неизменных средних издержках, чем выше уровень цен (Р1> Р2), тем больше товаров и услуг готовы предложить на рынок производители, т.е. тем больше величина совокупного предложения (Y1 > Y2). Кривая краткосрочного совокупного предложения AS1 имеет положительный наклон.







