Мировой рынок и торговая политика


Мировой рынок

Различают мировой рынок в узком и широком смысле слова. В узком смысле мировой рынок опосредует обра­щение товаров. В широком — мировой рынок включает и обращение услуг, рынки тру­да, капиталов, валюты.

Зарождение мирового рынка относится к XVI—XVII вв., к периоду первоначального накопления капитала, а его окончательное формирование заверши­лось на рубеже XIX—XX вв. В настоящее время он охватывает все страны мира. Эко­номической основой мирового рынка является международное разделение труда. Необходимость достиже­ния научно-технического, экономического и социаль­ного прогресса заставляет страны и народы участвовать в международном разделении труда. Более того, отде­льные страны могут выиграть за счет специализации на товарах, которые они могут произвести с наибольшей относительной эффективностью и последующим обме­ном на товары, которые они не в состоянии сами эффек­тивно производить. Например, Бразилия обладает яв­ными преимуществами перед США в производстве кофе. Поэтому ей экономически выгодно специализи­роваться на производстве кофе и обмениваться им, на­пример, на пшеницу, производимую в США.

Государства, вовлеченные в мировой рынок, извлека­ют следующие экономические выгоды:

1) внешний рынок открывает широкие возможности для включения в международную специализацию и кооперирование производства;

2) внешний рынок способствует повышению произво­дительности труда и качества продукции;

3) он позволяет повышать благосостояние народа пу­тем улучшения снабжения продовольствием и товарами народного потребления;

4) внешний рынок создает возможности для расшире­ния объема реализации готовой продукции, сырья, рын­ков капиталов, рабочей силы, услуг и т.д.

Необходимо отметить определенное изменение соотно­шения сил, которое произошло на мировом рынке. Если в первые послевоенные годы на долю США приходилось почти 1/3 мирового экспорта, то теперь лишь 1/8. Сегодня Западная Европа — главный центр международной торгов­ли. Начиная с 70-х годов особенно быстрыми темпами воз­растала торговля Японии. Активизировали внешнеторго­вую деятельность новые индустриальные страны и Китай. Свои товары экспортируют многие развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Торговая политика

Торговая политика — это относительно самостоятельное направление экономической деятельности правительства, нацеленное на государственное регулирование внешней торговли посредством прямых огра­ничений на импорт и экспорт, а также налогов и субсидий.

Основ­ными ее видами выступают протекционизм и фритре­дерство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: