Мировой рынок
Различают мировой рынок в узком и широком смысле слова. В узком смысле мировой рынок опосредует обращение товаров. В широком — мировой рынок включает и обращение услуг, рынки труда, капиталов, валюты.
Зарождение мирового рынка относится к XVI—XVII вв., к периоду первоначального накопления капитала, а его окончательное формирование завершилось на рубеже XIX—XX вв. В настоящее время он охватывает все страны мира. Экономической основой мирового рынка является международное разделение труда. Необходимость достижения научно-технического, экономического и социального прогресса заставляет страны и народы участвовать в международном разделении труда. Более того, отдельные страны могут выиграть за счет специализации на товарах, которые они могут произвести с наибольшей относительной эффективностью и последующим обменом на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. Например, Бразилия обладает явными преимуществами перед США в производстве кофе. Поэтому ей экономически выгодно специализироваться на производстве кофе и обмениваться им, например, на пшеницу, производимую в США.
Государства, вовлеченные в мировой рынок, извлекают следующие экономические выгоды:
1) внешний рынок открывает широкие возможности для включения в международную специализацию и кооперирование производства;
2) внешний рынок способствует повышению производительности труда и качества продукции;
3) он позволяет повышать благосостояние народа путем улучшения снабжения продовольствием и товарами народного потребления;
4) внешний рынок создает возможности для расширения объема реализации готовой продукции, сырья, рынков капиталов, рабочей силы, услуг и т.д.
Необходимо отметить определенное изменение соотношения сил, которое произошло на мировом рынке. Если в первые послевоенные годы на долю США приходилось почти 1/3 мирового экспорта, то теперь лишь 1/8. Сегодня Западная Европа — главный центр международной торговли. Начиная с 70-х годов особенно быстрыми темпами возрастала торговля Японии. Активизировали внешнеторговую деятельность новые индустриальные страны и Китай. Свои товары экспортируют многие развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Торговая политика
Торговая политика — это относительно самостоятельное направление экономической деятельности правительства, нацеленное на государственное регулирование внешней торговли посредством прямых ограничений на импорт и экспорт, а также налогов и субсидий.
Основными ее видами выступают протекционизм и фритредерство.