Таможенное обложение, затрудняющее импорт и экспорт определенных видов продукции.
Таможенные пошлины — государственные налоги, взимаемые за провоз через границу товаров и материальных ценностей (экспорт и импорт).
По форме обложения различают:
адвалорные пошлины, которые взимаются в процентах от цены товара (например, 15 % от цены холодильника),
специфические пошлины взимаются в виде определенной денежной суммы с объема, массы или штуки товара (например, 15 долларов с каждой тонны металла),
смешанные пошлины — это одновременное обложение и адвалорной и специфическими пошлинами.
Систематизированный перечень таможенных пошлин представляет таможенный тариф.
Различают экспортные и импортные тарифы. Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин:
максимальные пошлины, используемые в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений;
минимальные пошлины применяются, когда существуют торговые соглашения о введении режима наибольшего благоприятствования;
преференциальные (льготные) пошлины используются при импорте товаров из развивающихся стран. В настоящее время средний уровень ставок тарифов развитых стран — около 6 %, развивающихся — 30-40 %. На отдельные товары пошлины могут колебаться в значительно более широких пределах.
Нетарифные барьеры представляют совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности при помощи системы экономических, политических и административных методов. Нетарифные барьеры насчитывают свыше 2000 различных видов. Наибольшее распространение имеют контингентирование и лицензирование. Контингентирование означает установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. Лицензирование предполагает необходимость получения организацией разрешения на осуществление внешнеэкономической операции
К косвенным ограничениям внешнеэкономической деятельности могут быть отнесены национальная налоговая система и национальные стандарты.
Средства государственного стимулирования экспорта, т.е. прямые дотации и льготные экспортные кредиты, экспортные премии, государственное страхование экспортных кредитов. Государство использует также различные формы информационного и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, включая торгово-экономическую информацию, организацию ярмарок и выставок и т.д.
Фритредерство
Фритредерство (от англ. free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории и политике, заключающееся в требовании свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность.
Сторонники фритредерства выдвигают следующие аргументы:
• фритредерство дает возможность повышать уровень и качество жизни торгующих народов, поскольку расширяет границы международной специализации воспроизводства на базе сравнительного преимущества. Повышение уровня и качества жизни осуществляется за счет извлечения выгод от международной торговли;
• фритредерство создает лучшие условия для развития конкуренции и стимулирует внедрение новшеств, как отечественными производителями, так и в отношениях с зарубежными странами, что, в свою очередь, позволяет улучшить качество выпускаемых благ;
• фритредерство создает лучшие предпосылки для расширения рынка;
• фритредерство дает возможность оптимизировать распределение производственных ресурсов между странами.
Сравнение доводов протекционистов и фритредеристов дает возможность сделать вывод о том, что если сторонники протекционизма исходят из краткосрочных интересов, то защитники фритредерства — из долгосрочных интересов. Однако нельзя сказать, что для конкретной страны протекционизм всегда вреден, а фритредерство всегда выгодно, или наоборот. По этому поводу оригинально заметил экономист-математик В. Парето: «Зная все экономические и социальные условия данной страны в данный момент, следует уяснить, что для этой страны и в этот момент больше подходит — свобода или протекционизм».
Следовательно, чтобы оценить пользу или вред протекционизма или фритредерства для данной страны, необходимо исходить из закономерностей развития этой страны на различных исторических этапах.