Управление финансовыми средствами

Когда вы знаетечто-то, признайте, что вы это знаете, а когда вы не знаете чего-то, согласитесь, что вы этого не знаете; в этом мудрость.

Конфуций. «Аналекты»

Глава 10. Финансовые потребности предприятия

«Если бизнес продолжает все время

цепляться за старое, традиционное,

отжившее и отрицает возможность чего-

либо другого, любое изменение может

привести к его гибели».

Питер Ф. Драккер

10.1. Финансовое планирование

«Попытаться вызвать какие-либо события

в будущем - это рискованная попытка, но

это рациональная деятельность».

Питер Ф. Драккер

Существует два основных метода разработки финансового плана - прогнозный баланс и прогноз движения денежных средств

Прогнозы делаются для событиях, которые мы не контролируем. Это обусловлено тем, что развитие этих событий зависит от факторов в будущем, которые сегодня не в состоянии идентифицировать, определить места возникновения и учесть их воздействие на развитие событий в будущем. Например, маловероятно, что капитан корабля, имеющий преимущества в знании факторов, определяющих погоду на море, относится к прогнозу погоды таким же образом, как и житель большого города.

Пример 10.1. Сидоров по Интернету познакомился с прогнозом всемирной погодной службы, в соответствии с которым в мае месяце ожидается ясная и теплая погода. С учетом этого прогноза он планирует провести отпуск с друзьями на озере, где обычно хорошо ловится рыба Представленная ситуация позволяет определить различие между процессом планирования и прогнозирования

В широком смысле:

§ прогноз погоды формулирует ожидаемую обстановку, в которой Сидоров собирается осуществить план по проведению своего отдыха;

§ выбранный Сидоровым план детализирует способ,при помощи которого он намеревается совершить поездку на озеро;

§при составлении плана Сидорову придется делать предположения относительно вероятностного поведения других людей, принимающих участие в поездке;

§ в интересах сотрудничества с людьми ему необходимо будет сообщитьим свои планы;

§ Сидоров может составить альтернативный план на случай холодной и дождливой погоды в мае месяце.

Как планы, так и прогнозы могут быть рассчитаны на короткий, средний и длительный период времени. Краткосрочные прогнозы имеют хорошие шансы на успех, в то время как долгосрочные прогнозы обречены в определенной мере на неточность. Метод составления прогнозов в большой компании, имеющей хорошо оборудованный организованный исследовательский отдел, будет отличаться от методов прогнозирования, которые может применить владелец небольшого частного предприятия, если он не знаком с этими методами.

Прогнозированиеи планирование являются жизненно важными процессами для предприятий. Прогнозы составляются по вопросам экономических событий, изменений на рынке или в отрасли. Планы будут включать решения администрации о том, что делать в будущем, как и когда делать, кто должен делать.

Предположим семейство Ивановых рассматривает вопрос о создании малого предприятия и членам семьи необходимо знать, будет ли оно жизнеспособным. Для ответа на этот вопрос Ивановы должны подготовить ряд прогнозов, в число которых входят:

§ прогнозы продаж;

§ прогноз цены на сырье;

§ прогноз обеспеченности предприятия квалифицированной рабочей силой;

§ прогноз реакции конкурентов.

В основе эффективной работы предприятия обязательно должен лежать обоснованный прогноз покупательского спроса.

Компания вне зависимости от того, находится она в стадии создания или длительного функционирования, должна иметь план. В крупной компании это будет сложный, полностью документированный и выполненный на основе исследований план работы, освещающий в отдельных разделах ближайшие, среднесрочные и долгосрочные цели, а также стратегию компании. В таком плане детально описываются цели организации, способы достижения целей и вклад каждого подразделения компании в их достижение.

В небольших фирмах план может представлять ряд идей в воображении владельца фирмы при отсутствии каких-либо исследований, поддерживающих его, и, вероятно, при отсутствии вообще каких-либо письменных документов. Но это нисколько не преуменьшает такой план. Это все-таки план, хотя и довольно ограниченный. Такой план создает трудности при разработке его детализированных сторон - особенно финансовых.

Каждый план и направления деятельности в интересах выполнения плана будут иметь финансовые аспекты. Вся политика и деятельность компании определяются финансовыми понятиями. Это означает, что всякий план, будь это детальный документированный план крупной компании или ограниченный план в воображении владельца небольшой фирмы, на определенных этапах должен трансформироваться в финансовые понятия.

Смета - это план, переведенный в количественные показатели. Обычно используются такие количественные показатели, как "объем" и "деньги". Объем показывает предусмотренный сметой уровень деятельности, и с его помощью можно рассчитать количество физических ресурсов, необходимых для обеспечения производственной деятельности предприятия. Денежное выражение сметы можно получить, умножив предусмотренные сметой объемы на соответствующие удельные затраты или стоимость. Это позволяет определить финансовые ресурсы, необходимые для поддержания деятельности, а также получаемые финансовые средства.

После составления смет необходимо:

§ с целью контроля осуществлять сопоставление фактических результатов с плановыми показателями;

§ корректировать сметы в процессе реализации производственной программы, чтобы они оставались отвечающими требованиям ведения дела.

Все сметы можно разделить на две большие группы: сметы текущих затрат и сметы капитальных затрат.

Сметами текущих затрат называются сметы, в которых отражаются текущие операции в ходе обычного производственного цикла.

План сбыта - самый важный план компании, потому что объем операций любого подразделения прямо зависит от объема произведенных продаж. Если не будет продаж, то не будет и никакого дела. Из этого следует, что все другие планы составляются на основании программы сбыта. Необходимо уделить особое внимание разработке программы сбыта, поскольку реалистичность этой программы будет основой для построения более точных других смет.

Производственный план - охватывает процесс производства. Он позволяет определить общий объем производства на основе программы сбыта готовой продукции. Полученные данные об объеме производства, необходимого для выполнения планируемых продаж за планируемый период, предусмотренный сметой, служат основой для определения запасов, необходимых для следующего периода.

После расчета общего объема производства готовой продукции можно переходить к составлению вспомогательных производственных смет, которые будут охватывать:

§ сырье и производственные материалы;

§ рабочую силу;

§ производственные накладные расходы.

Затем каждую из второстепенных смет можно разделить на более детальные составные части.

Смета расходов – это смета расходов по реализации готовой продукции, общезаводских и административных расходов.

Сметы потребностей в оборотном капитале включает планируемые оборотные средства (кассовую наличность, счета дебиторов, запасы и планируемые краткосрочные обязательства, такие как счета кредиторов, банковский овердрафт и прочие краткосрочные обязательства). Иногда эту смету относят к сметам капитальных, а не текущих затрат.

Смета денежных средств представляет собой детальный анализ денежного элемента расчета планируемой потребности в оборотном капитале. Такой анализ денежного элемента необходим вследствие жизненной важности денежных средств для повседневных производственных операций предприятия и его долгосрочного выживания и успеха.

Сметы капитальных затрат имеют дело с долгосрочными операциями предприятия и обычно охватывают все капиталовложения, доход от которых будет поступать в течение более чем одного сметного периода. Эти сметы можно разделить на две большие категории:

§ сметы потребности в основных средствах ( включают капиталовложения в активы, которые принесут прибыль в будущие периоды);

§ сметы потребности в оборотном капитале ( относятся к сметам текущих затрат, но в данном случае они охватывают периоды, выходящие за пределы текущей сметы. Каждое крупное вложение средств в предприятие обычно подразумевает и соответствующее инвестирование в оборотный капитал, особенно это относится к тем инвестиционным проектам, которые связаны с расширением производственных мощностей или освоением новых рынков).

Подготовка и оценка смет капитальных затрат является важной частью управления финансовой деятельностью, так как инвестиции оказывают значительное долгосрочное влияние на будущую деятельность предприятия.

Сметы текущих и капитальных затрат сводятся в общую финансовую смету. Она показывает планируемые "итоговые" результаты в форме прогнозных отчета о прибылях и убытках и баланса.

Расчетный объем продаж показывает прогнозируемый уровень деловой активности и потребностей в таких ресурсах, как люди, профессиональные навыки, производственные материалы, механизмы и здания. Эти ресурсы при переводе в денежное выражение (смету) показывают финансовые ресурсы, необходимые для поддержания прогнозируемого уровня деловой активности, и финансовые средства, которые, вероятно, должны быть получены в результате этой деятельности. Смета после утверждения высшей администрацией становится инструментом контроля.

Финансовый план разрабатывается для обеспечения денежными средствами управленческого аппарата в интересах выполнения целей предприятия. Существуют два основных метода финансового планирования:

§ прогнозные балансы;

§ прогнозы движения денежных средств (кассовые сметы).

Реализуются методы в пять этапов.

1. Выделяется проблема, которую надо решить, или выражаясь более точно, возможность, которую необходимо использовать. Устанавливается важность проблемы и ее приоритетность.

2. Устанавливается цель, которая является конечным результатом решаемой проблемы или используемой возможности. Эта цель должна соответствовать общим целям производственного предприятия.

3. Необходимо, чтобы в распоряжении были средства для решения проблемы. Требуется оценка средств предприятия и их сопоставление с его финансовыми потребностями. Для этого нужно подготовить необходимые прогнозы, поскольку только обоснованный прогноз потребительского спроса определяет успешную деятельность компании. При наличии соответствующих ресурсов выделенная проблема должна решаться в контексте ожидаемой деловой конъюнктуры.

4. Разрабатываются и сравниваются альтернативные решения проблемы и альтернативные направления использования средств, чтобы быть уверенным, что выбирается лучшая модель действий.

5. При разработке финансовых планов и уделяется особое внимание критическим вопросам, ошибка в решении которых может привести к тяжелым финансовым последствиям. Возможно, потребуется подготовить план с учетом нескольких результатов. Разработанные финансовые планы должны быть простыми, чтобы их внутренняя логика могла быть легко проверена.

Финансовый план не является статичным инструментом и поэтому он должен обновляться при поступлении новой информации. После ознакомления с последними событиями, возможно, понадобится уточнить средства и внести изменения в финансовый план. Требуется реализовать мероприятия по защите информации о финансовом плане, которая может быть использована конкурентами.

10.2. Составление прогнозного баланса

«Существует общая реальность бизнеса».

Питер Ф. Драккер

Баланс показывает количество и структуру активов компании, а также способ финансирования активов. Если определить величину активов в прогнозном балансе, то она покажет общую сумму средств, необходимую для финансирования этих активов.

Данные, на основе которых составляется прогнозный баланс, берутся из смет текущих и капитальных затрат. Наиболее важной из этих смет, как является программа сбыта готовой продукции.

После установления планируемого уровня продаж и выработки, переходят непосредственно к составлению прогнозного баланса. Важным требованием при разработке прогнозного баланса является установление связи между объемом продаж, себестоимостью продаж и связанными с ними статьями баланса, то есть со счетами дебиторов, кредиторов и товарных запасов. Это дает значение величины требуемого оборотного капитала.

Потребность в основных средствах определяется на основе сметы капитальных затрат. Между объемом продаж и основными средствами существует определенное отношение. Нельзя просто сделать соответствующие инвестиции в основные средства для обеспечения желаемого объема продаж и в дальнейшем увеличивать или уменьшать эти инвестиции в прямой зависимости от объема продаж. Природа основных средств делает это невозможным.

После получения всех данных для прогнозного баланса из прогноза продаж (программы сбыта), важно быть максимально точным при сведении их воедино. При любых условиях будет невозможно получить точный прогноз продаж, поскольку он основывается на будущих событиях. Фактически, единственное, о чем можно достоверно заявить, говоря о прогнозе продаж по отношению к рынку в целом, так это то, что этот прогноз будет неточным. В то же время, используя тщательную подготовку и исследования, можно разработать прогноз продаж, который будет достаточно точным. Основная роль прогнозируемого объема продаж в определении всех других элементов деятельности компании придает особое значение его подготовке. Соответственно, финансовым аналитикам необходимо уделять особое внимание рассмотрению допущений, лежащих в основе прогнозов продаж, чтобы добиться ощущения обоснованности прогнозов в целом.

При подготовке и анализе программы сбыта готовой продукции необходимо учитывать следующие факторы:

§ общий объем рынка -чтобы определить реальные параметры масштабов прогнозирования.;

§ тенденции развития рынка - для получения реальных показателей обоснованности планов;

§ конкуренция - для определения давления конкурентов и степени рискав прогнозах;

§ экономические условия и перспективы - в той степени, насколько они будут влиять на рынок, где планируется реализация продукции;

§ эффективность функционирования в предыдущий период - только для действующих предприятий. Эффективное функционирования в прошлом периоде является единственным эмпирическим свидетельством, на основе которого возможно планирование будущей деятельности. Но одинаково важно помнить, что планировать улучшение эффективности функционирования всегда легче, чем действительно достигнуть его. Сравнение с деятельностью прошлых периодов всегда будет привносить реализм в планирование будущей деятельности;

§ прогнозируемая доля рынка - реальность этого показателя вам придется оценивать в контексте всех вышеприведенных факторов;

§ внутренняя политика компании - определяется в зависимости от вида продукции, географического расположения, стандартов качества и других факторов, таких как нехватка рабочей силы, которые являются составной частью целей компании и могут оказывать влияние на объем продаж;

§ потенциальная производственная мощность. В то время как прогноз продаж показывает необходимое количество производственных мощностей, существуют факторы, такие как дефицит рабочей силы, которые могут ограничить объем производства.

После разработки или получения обоснованного прогноза продаж можно переходить к определению объема инвестиций в основные средства и оборотный капитал для обеспечения данного объема продаж.

Оборотный капитал в основном состоит из дебиторской и кредиторской задолженностей и товарных запасов. В зависимости от вида деятельности он может также включать и денежные средства.

Сумма дебиторской задолженности, которую может нести компания, определяется следующими факторами:

§ объемом продаж в кредит в отличие от продаж за наличные;

§ предполагаемым сроком, на который предоставляется кредит;

§ вероятной эффективностью кредитного контроля.

Период погашения дебиторской задолженности можно рассчитать при помощи двух последних факторов. Этот период определяется показателем "периода погашения дебиторской задолженности". Он означает среднедневной объем продаж, находящийся в виде дебиторской задолженности, или среднее время, необходимое дебитору для выплаты задолженности.

Если известен расчетный период погашения дебиторской задолженности, то можно определить ожидаемый уровень дебиторской задолженности (Д) в любой момент времени:

Д = (TR/ T)×t,, (10.1)

где TR - объем реализованной продукции за период, руб.; t - нормативный период погашения дебиторской задолженности, дни; Т - число дней в прогнозируемом периоде.

Пример 10.2. Требуется определить величину дебиторской задолженности, если планируемый объем реализованной продукции за год 5,475 млн. руб., а период погашения дебиторской задолженности 80 дн.

Д = (5,475 / 365) × 80 = 1,2 млн. руб.

Кредиторская задолженность определяется суммой кредита на определенный срок, который поставщики считают разумным предоставить компании за поставленные ресурсы и услуги. Этот показатель называется периодом погашения кредиторской задолженности и выражается себестоимостью однодневного объема продаж готовой продукции.

Расчет кредиторской задолженности производится следующим образом:

К = (РС/Т)×tк, (10.2)

где РС – себестоимость продаж, руб.; tк - нормативный период погашения кредиторской задолженности, дни; Т - число дней в периоде.

Пример 10.3. Требуется определить кредиторскую задолженность компании, если себестоимость продаж за год составляет 7,3 млн. руб. и период погашения задолженности, предоставленный кредиторами, равен 25 дням.

К = (7,3 / 365) × 25 = 0,5 млн. руб.

Объем товарно-материальных запасов, необходимый компании для поддержания планируемого уровня продаж, определяется периодом хранения запасов. Обычно он определяется термином однодневный оборот по себестоимости продаж, которыйвыражает среднюю сумму ежедневной себестоимости реализованной продукции, заключенной в товарно-материальных запасах.

Расчет товарно-материальных запасов производится по следующей формуле:

М = (С / Т) × tз, (10.3)

где С - себестоимость реализованной продукции за определенный период, руб.; tз - нормативный период хранения запасов, дни; Т - число дней в периоде.

Пример 10.4. Требуется определить величину товарно-материальных запасов, если планируемая годовая себестоимость реализованной продукции 3,65 млн. руб., а нормативный срок хранения запасов 45 дн.

М = (3,65 / 365) × 45 = 0,45 млн. руб.

При расчете показателя М необходимо помнить, что запасы показываются по наименьшему значению из двух величин: себестоимости или чистой стоимости реализованной продукции.

Полученные показатели дебиторской и кредиторской задолженностей и товарно-материальных запасов покажут общую сумму оборотного капитала, необходимого для планируемого компанией объема реализации продукции. Если сложить эту сумму с общей суммой требуемых основных средств, то полученный результат отразит общую сумму финансирования, необходимую компании в данный момент времени. Аналогичные расчеты для других временных горизонтов покажут уровни финансирования, необходимые компании в течение какого-либо периода.

Из прогнозного отчета о прибылях и убытках можно определить величину средств для финансирования активов, которые компания может получить за счет нераспределенной прибыли. При возникновении дефицита компании придется финансировать его за счет акционеров (акционерного капитала) или заемного капитала (банковские кредиты, эмиссия облигаций и др.).

Пример 10.5. Финансовый менеджер филиала компании «Глубахов и сыновья» на 2008 г. прогнозирует следующие показатели:

Объем продаж (R), тыс. руб. 2500 Себестоимость продаж (C) 60 % от объема продаж Общехозяйственные накладные издержки 20 % от объема продаж Срок погашения дебиторской задолженности, дни - 80 Товарно-материальные запасы, дни оборота (по себестоимости) – 105

Срок погашения кредиторской задолженности, дни - 30 Основные средства, тыс. руб. 1200 Амортизационные отчисления, тыс. руб. 120

Себестоимость продаж и общехозяйственные накладные расходы включают амортизационные отчисления, составляющие 10 % от основных средств. Требуется определить общую сумму денежных средств, необходимых в конце года для финансирования потребностей компании.

При прогнозировании потребностей предприятия в финансовых ресурсах финансовому менеджеру необходимо определить все допущения, которые он может принять без расчетных обоснований.

Для прогнозирования будущих финансовых потребностей предприятия необходимо использовать метод прогнозного баланса. Прежде всего, составляется прогнозный отчет о прибылях и убытках:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: