Государственные финансы как звено финансовой системы связаны действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме.
Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с созданием, распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий.
Субъектами денежных отношений в этой сфере является государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждане – с другой.
Длягосударственных финансов в большей степени приемлемо действие распределительной концепции, поэтому они выполняют распределительнуя и контрольную функции.
Вместе с тем, в случаях действия финансовых отношений, связанных с реальным производством в государственном секторе экономики, действует воспроизодственная функция государственных финансов. В целом же, в расширенном представлении, данное звено работает на общественное воспроизводство, в части содействия «воспроизводству человека», его материального, социального, физического и морального благополучия. В этом смысле можно говорить о глобальном действии в финансах воспроизводственной функции и частичном – распределительной.
|
|
Однако для более полной характеристики государственных финансов в распределительной функции следует выделить составляющие подфункции, которые вытекают из необходимости регулирующих действий государства; это подфункции:
1) размещения; 2) перераспределительная; 3) стабилизации.
Подфункция размещения проявляется в том, что общественные товары, блага и услуги не могут быть обеспечены посредством рыночной системы и государству необходимо выделить и разместить ресурсы для их производства и обеспечения населения.
Среди различных фискальных инструментов перераспределите-льная подфункция выполняется наиболее непосредственно путем:
1) налогово-трансфертной схемы, которая сочетает прогрессивное налогообложение высоких доходов с субсидированием низкодоходных домашних хозяйств;
2) альтернативно, перераспределение может быть выполнено путем прогрессивных налогов, используемых для финансирования общественного хозяйства, такого как жилищное, имеющего низкие доходы от нанимателей;
3) наконец, перераспределение может быть достигнуто путем сочетания налогов на товары, покупаемые преимущественно высокодоходными потребителями с субсидированием других товаров, используемых потребителями с низкими доходами.
|
|
Действие подфункции стабилизации сводится к обеспечению высокой занятости, приемлемой степени ценовой стабилизации и экономического роста с учетом результатов внешней торговли и состояния платежного баланса.
В государственных финансах выделяются обособленные звенья, каждое из которых выполняют специфическое назначение.
В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий и организаций. По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на: общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные) и местные (муниципальные).
Благодаря такому разнообразию финансовых связей по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы, как в территориальном, так и отраслевом аспектах.
Функционирование государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. С точки зрения классификации собственности выделяется имущество государственных юридических лиц и государственная казна (согласно Гражданского кодекса Республики Казахстан).
Имущество государственных юридических лиц является законодательно обособленным и составляет основу для функционирования финансов государственных предприятий и организаций. Особенности их деятельности изложены в разделе «Финансы хозяйствующих субъектов», так как специфика предприятий государственного сектора идентична для всех субъектов данного звена финансовой системы и подчиняется единым принципам организации.
В Гражданском кодексе Республики Казахстан выделяется понятие государственная казна.
Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает:
1) средства республиканского бюджета;
2) золотовалютные запасы государства;
3) имущество исключительного права собственности государства земля, ее
недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы);
4) необособленное имущество, относящееся к республиканской собствен-
ности. Имущество бесхозное (бесхозяйное), не востребованное собственником, конфискованное, выморочное, переданное государству по праву наследования, клады, находки, подлежащие сдаче или передаче государству – в казну – становящееся казенным.
Местная казна включаетсредства местного бюджета и необособленное
имущество, относящееся к коммунальной собственности.
Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству проводить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.