VII. Технология производства с K-системой

Чтобы применить систему, прежде всего выберите нужный измеритель. Широкий динамический диапазон материала вероятно потребует K-20, материала среднего диапазона – K-14. Затем откалибруйте усиление монитора так, чтобы 0 дБ на измерителе привело к 83 дБ SPL (калибровка по каждому каналу, C-взвешенный фильтр, медленное восстановление). Точка 0 дБ всегда соответствует одному и тому же калиброванному уровню звукового давления во всех трех шкалах, унифицируя методы производства во всем мире. K-система – это не только шкала измерителя, это - объединенная система, привязанная к усилению мониторов.

Руководство для некоторых цифровых лимитеров гласит: "Для достижения лучших результатов начните с порога –6 dBFS ". Это походит на высказывание "всегда кладите по чайной ложке соли и перца в еду перед ее дегустацией". Этот вид плохого совета не поощряет надлежащую практику производства. Измеритель изменения усиления (gain reduction meter) – не есть индикатор громкости. Надлежащее измерение и практика мониторинга – единственное решение.

Если проектировщики пультов и рабочих мест будут пользоваться стандартами K-системы, это облегчит инженерам перемещение программ между студиями. Качество звука улучшится объединением этапов предварительного производства (запись и сведение), постпроизводства (мастеринг) и метаданных (авторские права) с общим языком "уровня". Закрепив согласованные эталонные уровни монитора, операторы создадут и более согласованную продукцию, и каждый будет знать, что показывает измеритель.

При создании аудиофильской записи используйте K-20, при создании "типичной" поп или рок-музыки, или звука для видео, выбирайте K-14. Шкала K-12 должна применяться строго для записей на радиовещание; радиовещание, инженеры записи на радиовещании могут, конечно, выбрать K-14, если они чувствуют, что это соответствует их программному материалу. Инженеры записи поп-музыки могут использовать K-20, когда эта музыка имеет полный динамический диапазон.

Две главных шкалы, K-20 и K-14, создадут группу около двух разных значений усиления монитора. Людям, которые слушают и классическую и популярную музыку, уже приходится изменять усиление монитора приблизительно на 6 дБ (иногда на 8 – 12 дБ на самых громких поп-CD). Будет приятно обнаружить, что только два значения усиления монитора удовлетворяют большинству звукозаписей. Производители могут постепенно уменьшить различия в уровнях записываемых программ, и в дальнейшем даже в большинстве случаев игнорировать измеритель, работая исключительно с калиброванным монитором.

Работа в красной зоне измерителя. Область +88 – +90 дБ используется в фильмах для взрывов и специальных эффектов. Естественно записанные (некомпрессированные) большие симфонические оркестры и биг-бэнды достают до +3 и +4 дБ по шкале среднего уровня на самых громких пассажах (fortissimo). Рок и электро-поп используют преимущества этой "громкой зоны", так как кульминационные моменты, громкие хоры и случайные пики звучат неестественно, если они достигают только 0 дБ (forte) на любом измерителе K-системы. Композиторы еще со времен Бетховена приняли уровень fortissimo равным +88 – 90 дБ. Используйте этот диапазон изредка, иначе это неправильно в музыкальном смысле и опасно для ушей. Если звукорежиссер замечает, что все время работает в красной зоне, то это либо усиление монитора не откалибровано должным образом, либо музыка чрезвычайно необычна по характеру (например, heavy metal), либо звукорежиссер нуждается в большем усилении монитора, чтобы скорректировать собственное притупление слуха. В противном случае запись получится перекомпрессированной, с зажатыми переходными процессами, и ее значение громкости выпадет концепции K-системы.

Кривые равной громкости (кривые Флетчера-Мансона). Инженеры мастеринга склонны работать с постоянным усилением монитора. Но многие из звукорежиссеров сведения музыки работают с намного более высокими уровнями звукового давления (SPL), а также изменяют усиление своих мониторов, чтобы проверить микс на разных уровнях звукового давления. Я рекомендую, чтобы звукорежиссеры сведения калибровали аттенюаторы монитора так, чтобы всегда можно было вернуться к рекомендованным стандартам. В противном случае в иных условиях воспроизведения микс не будет звучать адекватно, так как кривые равной громкости показывают, что программа будет обеднена басами при воспроизведении на более низком (нормальном) уровне.

Многодорожечная запись / Сведение / Мастеринг. Возможно, K-система не столь необходима при многодорожечной (потрековой) записи, достаточно иметь простой пиковый измеритель. Для получения самого высокого качества звука используйте при сведении шкалу K-20, а при мастеринге откалибруйте тракт по шкале K-14. При сведении на аналоговую ленту работайте на K-20 с сознанием, что записанные пики при воспроизведении с этой ленты не будут значительно превышать +14 дБ. Шкала K-20 не препятствует звукорежиссеру сведения применять компрессию, однако автор надеется, что звукорежиссеры возвратятся к эстетическому использованию компрессора, а не как к "делателю громкости".

Использование K-20 во время сведения позволяет создать чисто звучащий микс, что является благоприятным для звукорежиссеров мастеринга. На этом этапе продюсер и звукорежиссер мастеринга должны обсудить, преобразовывать ли микс к шкале K-14, или остаться в шкале K-20. K-система может стать «общим языком» межстудийного обмена, предотвращая проблему, когда разные звукорежиссеры сведения работают над частями одного альбома в разных стандартах громкости и компрессии.

Когда K-система недоступна. Современные аналоговые микшерные пульты, оборудованные VU-метрами, имеют гораздо меньше проблем, чем цифровые с пиковыми измерителями. Откалибруйте усиление аналого-цифрового сведения на –20 dBFS при 0 VU, и нормально сводите с аналоговым пультом и VU-метрами. Однако микшерные пульты должны быть состыкованы с калиброванными аттенюаторами монитора так, чтобы звукорежиссер сведения мог многократно возвращаться к одной и той же настройке монитора.

Компрессия – мощный эстетический инструмент. Но при более высоком усилении монитора требуется меньше компрессии, чтобы заставить материал звучать хорошо или, так сказать, стать "пробивным". С умело примененной динамической обработкой звукорежиссером мастеринга, работавшим в калиброванной комнате, записи поп-музыки в стандарте K-14 звучат зачастую лучше, чем в K-20. Однако ясно, что чем выше число K, тем легче заставить запись звучать "открыто" и чисто. Используйте мониторные системы с хорошим запасом по перегрузке (headroom), чтобы компрессия мониторов не исказила восприятие переходных процессов записанной программы.

Подготовка большого театрального материала для домашнего прослушивания может потребовать изменения усиления монитора и шкалы измерения. Продюсеры могут пойти по пути компрессии оригинального 6-канального материала, или, что лучше, повторно свести весь микс от многодорожечных исходников. При грамотном ремикшировании большинство достоинств и впечатлений от оригинального материала может быть сохранено для домашнего прослушивания. Даже аудиофилы могут найти приятной и динамичной хорошо отмастеренную по стандарту K-14 программу. Желательно попробовать подгонку этого ужатого микса на таком же DVD, как театральный микс широкого диапазона.

Приведение многоканальной записи к стерео. В настоящее время большое количество громких поп-CD создает дилемму, так как DVD-плейеры могут воспроизводить и компакт-диски. Производителям нужно пробовать создать микс формата 5.1 в стандарте K-20. По возможности стерео версия также должна быть сведена и отмастерена в K-20. В то время как компакт-диск стандарта K-20 не будет столь же громок, как большинство современных компакт-дисков поп-музыки, он может стать более динамичным и приятным, и не будет значительного скачка громкости в том же плейере по сравнению с DVD стандарта K-20. Если продюсер настаивает на "более громком" компакт-диске, сделайте это не громче, чем по стандарту K-14, тогда разница громкости между DVD и звуковым CD будет только в 6 дБ. Скажите продюсеру, что абсолютное большинство великолепно звучащих поп-CD было сделано в K-14, и данный компакт-диск будет совместим с партией, даже если он не будет столь же громок, как нынешняя гиперкомпрессированная "мода".

Полная шкала пиков и отношение сигнал / шум. Это распространенный миф, что слышимое отношение сигнал/шум ухудшится, если запись не занимает полную цифровую шкалу. Напротив, фактическая громкость программы определяет воспринимаемое отношение сигнал/шум программы. Положение ручки уровня монитора определяет воспринимаемую громкость шума тракта усиления. Если две подобных музыкальных программы достигают 0 по измерителю среднего уровня K-системы, то даже если пики одной имеют максимум на полной шкале, а пики другой нет, воспринятое отношение сигнал/шум обеих программ будет одинаковым. Пик микса не должен достигать полной шкалы, особенно с 20/24-битными конвертерами. С измерителем среднего уровня и вашими ушами, как обычно, и на шкале K-20, даже если пики не упираются в верх шкалы, сведение считается нормальным и готовым для мастеринга, без слышимой потери отношения сигнал/шум.

Регулятор усиления монитора
Сегодня Завтра

Многоцелевые комнаты прослушивания. С K-системой многоцелевые средства обслуживания производства будут способны работать сегодня, скажем, с продукцией широкого динамического диапазона (музыка, видео/кино), а завтра – на сведении поп-музыки. Общая шкала измерителя и ручка усиления монитора позволят выполнить эти работы. Кажется естественным автоматически изменять шкалу измерителя с усилением монитора, но это помешает показать звукорежиссеру, что K-14 действительно громче, чем K-20.

Можно построить простой аттенюатор с шагом в 1 дБ, а оператор должен будет вручную сдвинуть шкалу измерителя.

Калибруйте усиление предусилителей или усилителей мощности системы воспроизведения по отметке "83" (0 дБ) измерителя K-20. Операторы должны уметь изменять усиление монитора согласно измерителю K-системы.

Измеритель К-20/ RMS Увеличенное изображение в области 0 дБ
VU-метр может показывать между 0 и +2 дБ при уровне розового шума –18 dBFS, однако измеритель К-системы будет показывать +2 дБ (правильное значение) Калибровочная точка RP 200 85 dBC SPL @ –18 dBFS Розовый шум 83 dBC SPL @ –20 dBFS

На рисунке справа представлен измеритель K-20/RMS в подробной деталировке с точками калибровки.

Индивидуумы, которые используют разное усиление монитора, должны отмечать это на коробке с лентой (файлом), и использовать именно его. Даже при небольших отклонениях от рекомендованной технологии K-(N), мир музыки будет намного более совместимым, чем теперешний хаос. Каждый должен знать усиление монитора, с которым они предпочитают работать.

На следующей странице изображен действующий измеритель K-14/RMS в студии Digital Domain, созданный лабораторией Metric Halo по программе Spectrafoo (www.mhlabs.com) для компьютера MacIntosh. В Spectrafoo версии 3f17 и выше включены полная поддержка K-системы и калиброванный RMS-генератор розового шума. Другие измерители, которые точно соответствуют принципам K-системы, были созданы фирмой Pinguin (http://masterpinguin.de/) для PC-совместимых компьютеров. Измерители Dorrough (www.dorrough.com) и DK (www.dk-audio.dk) почти соответствуют принципам K-системы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: