Я не знаю, что

Эту сказку опубликовал уже в 1831 году А. Дитрих в Лейпциге в первом издании русских сказок. Якоб Гримм написал к ней предисловие. Переводчик, юрист, живший в России, нашёл её в лубочном издании на базаре. Пёс Полкан изображён там в виде Кентавра. Поэтому издатель добавил замечание: "внизу он был как лошадь, а наверху — как человек". Если лошадь — образ инстинктивного, разума, то кентавр — это имагинация того состояния, в котором этот инстинкт еще не обуздан, и Я им не руководит — он сам есть стремление, которое гонит человека вперёд, как глухо говорящий в нём инстинкт. Мать рода кентавров — была облако. Следовательно, кентавр происходит из душевного сознания ещё подвижного, летящего, образного как облако. Он является переходной ступенью между образным и рассудочным сознанием. Когда-то это сознание было ещё природно- мудрым (смотри Хирона — мудрого кентавра). Но с развитием начала личности наступила опасность, чтобы в этом сознании не пробудился бы эгоизм. Человек должен был себя осознать как существо в себе — образно говоря, он должен был стать укротителем лошадей и всадником. Поскольку, например, истинно, что дикие горные народы Греции были кентаврами, они были ими согласно своему внутреннему существу. Греки, пережившие рождение души рассудочной, к к амое важное в их духовной культуре изображали на многих памятниках культуры сражения с кентаврами. На восточном фронтоне Олимпийского храма изображена свадьба короля Лапидов. Кентавры нападают на них, чтобы похитить невесту. Позади короля стоит, оберегая его, Тезей — основатель греческой культуры. Невесту звали Гипподамейей (укротительница лошадей). Здесь на месте Олимпийских игр раздался предупреждающий зов к греческому народу: Бодрствуйте, овладевайте и укрощайте ваши силы рассудка, развивайте душу рассудочную!

В нашей сказке описывается эта же битва. Когда рождается духовный импульс, он ещё не может вступить на свой путь (он не может владеть своими ногами). В скрытом царстве, до которого ещё надо дойти, "идти в активном направо", и там ждёт в глубине особый разум. Лукоперо (стрелок из лука), т. е. сила, указующая цель, поставила его там. Только тот, кто войдёт в это царство, а это вызывает всегда шум и грохот, и кто обладает волей, сокрушающей железо, сможет проникнуть к этому, силою земли обладающему, рассудку, но он должен иметь в руках как залог благочестивую силу ощущения (медное кольцо). Завоевать этот рассудок — это значит обладать одновременно всеми рыцарскими добродетелями. Он может подняться над земным на крыльях духа.

Но импульс Иоанна остаётся ещё долго как плод в пузыре. Сам ещё не зная свою цель, он проходит как шут — ступень Парциваля (Парсифаля) в его невинной глупости. Но он может как садовник ухаживать за жизненными силами внутреннего роста. Душа сознательная любит его таким, каков он есть, оберегает его и соединяется с ним. Он ещё много спит. Будучи позван на бой, он уходит через окно как вор, т. к. его время ещё не пришло. И вот "великий Серый" становится светлым весенним лисом.

Благодаря своему внутреннему огню человек превращается в героя, его кормят, поят и одевают новыми душевными оболочками. Теперь он может силою сверхземного рассудка победить мощь кентавра. Он имеет теперь золотые волосы: его мышление освещено мудростью и сбрасывает оболочку. Он становится королём во внутреннем царстве, и королевским — господствующим — духовным импульсом в народе и человечестве. Эта сказка называется также: Крестьянский сын — смотри в N 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: