Кащей Бессмертный

В этой сказке особенно ясно описывается внутренний путь посвящения. За девять дней созревает в духе рождённое Я Иоанна и отправляется в путь к Деве-Софии.

Девять дней лежал Данте в мистическом сне и проходил через сферы потустороннего мира. Девять дней висел Вотан на дереве, и ветер баюкал его. Когда-то — так сообщает этнолог проф. Карутц — существовали культовые праздники с качелями, на которых качали весною девушек над восходящими посевами.

Человек должен был отнести молодым посевам космические силы в этом полёте и ритме качелей. Качать королевского сына значит: привести Я в связь с космическими ритмами. Но только питающие и оберегающие душевные силы не могут погрузить его в тот мистический сон, это должно делать само древнее духовное сознание в человеке. Невыразимо прекрасная София может смотреть назад на трёх матерей, от которых она родилась: душа ощущающая, душа рассудочная, душа сознательная. Но они тоже ещё произошли из более древних природных сил, которые мы переживаем в образе трёх бабушек. И, если рассматривать духовные силы, работающие как мировые силы во всех девяти членах человеческого существа, как братьев, то она становится всеохватывающим вечным сознанием и сестрою девяти братьев. Долог путь к ней. Разум, служащий искателю духа, создан так, что он приводит в движение весь душевный мир. Но всё же он не приводит в то царство, где "солнце восходит", он отстаёт и питается ещё, пока дух Иоанна не начнёт своего полёта ввысь.

Могучие витязи борются за обладание солнечной девой. Они приходят с моря. Они мореплаватели, они проделали путь через моря, они получили опыт в мире души. Когда-то все посвященные были мореходами. Они жили в элементе струящейся образной мудрости, но добытой не с помощью мышления. Только когда развились разум и логическое мышление, стал человек "странником и всадником" (он шёл и шёл, он ехал и ехал, — он делал успехи, он шёл вперёд). Крестьянином" ("крестьянским сыном") называют героя искателя духа, который с большим трудом обрабатывает землю (твёрдую почву логических фактов) и, благодаря своему мышлению, преобразовывает землю. Но крестьянин-земледелец — более силён. За три эпохи он побеждает силы прошлого, стоит с Девой у креста как когда-то — евангелист, и на третий день принимает на себя духовное водительство. Но завоевать Деву Софию в эпоху развития души сознательной только с помощью "полёта ввысь" - нельзя. Человек стал ведь теперь гражданином материального, чувственного мира. Материальный мир преходящего выпал из духовно-творческого мира.

Пар — уплотнился в воду, вода — в лед, так вся материя является уплотнением и затвердением. Рассматривать чувственный мир, только как материальный, значит: переживать его как мертвый мир, как сброшенный скелет когда-то живого организма. Естествоведение, например, которое не признаёт больше господствующих творческих сил, а только лишь всё свершившееся, мёртвое, является мудрецам, создавшим сказки — царством Кащея Бессмертного. И они могли сказать: Кащей похитил живую мудрость — Деву Софию, и увёз её в своё царство. Но исследовать мир материи так, чтобы творчески- духовные силы переживались бы в нём, и познавать человека так, чтобы воспринять его вечную, неразрушимую сущность — это значит: освободить Деву Софию из царства Кащея Бессмертного. Там, в царстве смерти; человек пробуждается.

"Моя смерть — в ветке хвороста", — говорит Кащей Бессмертный. Отделённая от живого, зелёного дерева, высыхает и умирает ветка, она лежит на пороге как веник. «Моя смерть — в ограде», — говорит он дальше, т. е. в ограничении цветущей жизни, где суживается свобода духа. Но дух Иоанна золотит и высохшее, и умершее и превращает также ограниченное — в мудрость. "Моя смерть — в яйце". А разве яйцо не является образом зарождающейся жизни, и в нём не действуют космические силы? Когда человек знает, что в нём живёт никогда не умирающий зародыш, тогда он познаёт своё бессмертное Я. Но если это Я — стало любящим без всякого эгоизма и познало закон "умри и стань", тогда он побеждает смерть. Далёк путь к получению этого яйца. "Не ешь меня", — говорит коршун, медведь и щука, — то есть не воплощай тех сил, которые лучше служат тебе, свободные от тела, силы трёх элементарных царств: воздуха, земли и воды. Свободные от тела силы помогают освобождению вечного духовного сознания.

В конце рассказывающий добавляет присказку: "Душа моя насытилась и напилась" — в сказке о Кащее Бессмертном, том 8, N 5 говорится так для читателя. Она употребляется в этой форме — один раз, т. к. она означает: я познал тайны химической свободы, но я ещё не смог принять её в моё существо, но тайнами смерти в эпоху материализма я — насытился и напился вполне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: