Сознание – высшая ступень развития психики.
Условия:
1. Трудовая (общественная) деятельность
В процессе труда используются орудия. Само изготовление орудий требует другого психологического оснащения, чем у животных.
Изготовление орудий требует:
- отвлеченное мышление (цель);
- моменты планирования;
- воображение;
- целенаправленный характер активности;
- орудие – средство фиксации и передачи социального опыта.
В процессе трудовой деятельности деформируется строение -> психологические изменения.
Прямохождение – расширяет возможность познания. Позволяет совершать более сложные действия.
Рука – орган познания (для отражения характеристик предмета) + техническая способность (труд и т.д.).
Многие органы и системы меняются и обслуживают социальное существование.
2. Возникновение языка.
В процессе трудовой деятельности и общественной жизни возникает и развивается язык.
Речь поднимает психику на уровень сознания.
1. Язык позволяет размышлять на отвлеченные темы.
|
|
2. Обозначать предметы.
3. обобщать.
4. становится возможным отображение связей/отношений между предметами.
5. язык – интерактивный (взаимодействие и т.д.)
6. язык – орудие мышления.
7. обобщенное отражение действительности.
8. Б/я языку происходит удвоение мира (действия с самими ситуациями и предметами, с их отражением).
9. фиксация, передача, принятие опыта -> человек овладевает опытом человечества б/я языку.
Без социальных условий предпосылки речевой деятельности не реализуются.
Язык – мощнейшее средство овладения и обогащения соц. опыта.
+ общение с предыдущим и будущим поколениями.
Способность овладевать не только наследственным опытом, но и тем, что вне человека.
Пользование языком – важнейшая характеристика человеческой психики.