Методы психологии

Возможности познания психики:

Специфика - психические явления не материальны и непосредственному восприятию не поддаются. Но другого пути познания нет, кроме как через органы чувств.

Познаем не сами психические явления, а их проявления.

Возможности самонаблюдения ограничены.

Объективный подход (через какие-то факторы).

В акте деятельности существует единство внешнего и внутреннего, что дает возможность познавать внутреннее через внешнее.

Проявления:

1. Результат деятельности.

2. Протекание деятельности.

3. Речевая деятельность.

4. Мимика и пантомимика.

5. Вегетативные проявления (изменения во внутренних органах: краснеет, бледнеет, руки дрожат).

6. Регистрация электрической активности кожи, мозга, мышц,…

Нужно пользоваться разными проявлениями, чтобы выводы были обоснованными.

Между внешними проявлениями и психологическими причинами связь не однозначная, а многозначная.

Надо собирать достаточное число фактов для обоснованных выводов.

Возникает необходимость определенной математической работы.

Методы:

1. Неэкспериментальные.

2. Экспериментальные.

3. Опросные.

4. Тесты.

5. Моделирование.

6. Метод интроспекции.

Неэкспериментальные методы.

- изучает проявления психики в естественных ситуациях, без специально созданных условий.

1. Наблюдение – один из самых широко применяемых и простых методов.

Основан на планомерном наблюдении за деятельностью людей.

В житейских условиях без к-либо вмешательства наблюдателя со стороны.

Недостаток:

– исследователь находится в относительно пассивном состоянии (не может влиять, изменять условия).

- возможное проявление субъективной позиции исследователя в толковании материала наблюдения.

Плюсы:

- доступность;

- дает возможность получить достоверную информацию о психике в естественных условиях.

Виды наблюдений:

I. по целям.

1. Целенаправленное/стандартизированное – заранее спланированное, четко ограниченное по схеме. В естественных условиях. Целенаправленное восприятие.

2. Случайное/свободное – не имеет заранее установленных рамок, методов, цели, и т.д. может меняться характер наблюдения. Имеет попутный характер.

II. упорядоченность деятельности.

1. Сплошное – по времени – достаточно длительный период; по структуре – имеет общий характер (пр: все аспекты личности).

2. Выборочное – в ограниченный промежуток времени; аспектное наблюдение (НЕ все проявления личности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: