Возможности познания психики:
Специфика - психические явления не материальны и непосредственному восприятию не поддаются. Но другого пути познания нет, кроме как через органы чувств.
Познаем не сами психические явления, а их проявления.
Возможности самонаблюдения ограничены.
Объективный подход (через какие-то факторы).
В акте деятельности существует единство внешнего и внутреннего, что дает возможность познавать внутреннее через внешнее.
Проявления:
1. Результат деятельности.
2. Протекание деятельности.
3. Речевая деятельность.
4. Мимика и пантомимика.
5. Вегетативные проявления (изменения во внутренних органах: краснеет, бледнеет, руки дрожат).
6. Регистрация электрической активности кожи, мозга, мышц,…
Нужно пользоваться разными проявлениями, чтобы выводы были обоснованными.
Между внешними проявлениями и психологическими причинами связь не однозначная, а многозначная.
Надо собирать достаточное число фактов для обоснованных выводов.
Возникает необходимость определенной математической работы.
|
|
Методы:
1. Неэкспериментальные.
2. Экспериментальные.
3. Опросные.
4. Тесты.
5. Моделирование.
6. Метод интроспекции.
Неэкспериментальные методы.
- изучает проявления психики в естественных ситуациях, без специально созданных условий.
1. Наблюдение – один из самых широко применяемых и простых методов.
Основан на планомерном наблюдении за деятельностью людей.
В житейских условиях без к-либо вмешательства наблюдателя со стороны.
Недостаток:
– исследователь находится в относительно пассивном состоянии (не может влиять, изменять условия).
- возможное проявление субъективной позиции исследователя в толковании материала наблюдения.
Плюсы:
- доступность;
- дает возможность получить достоверную информацию о психике в естественных условиях.
Виды наблюдений:
I. по целям.
1. Целенаправленное/стандартизированное – заранее спланированное, четко ограниченное по схеме. В естественных условиях. Целенаправленное восприятие.
2. Случайное/свободное – не имеет заранее установленных рамок, методов, цели, и т.д. может меняться характер наблюдения. Имеет попутный характер.
II. упорядоченность деятельности.
1. Сплошное – по времени – достаточно длительный период; по структуре – имеет общий характер (пр: все аспекты личности).
2. Выборочное – в ограниченный промежуток времени; аспектное наблюдение (НЕ все проявления личности).