1. Присвоение социального опыта и его использование/оперирование:
- овладение знаниями;
- пользование языком;
- пользование орудиями.
2. Целенаправленный характер активности человека.
- прогнозирующий характер психики;
- творческий характер сознания.
Личностные характеристики – наличие определенных отношений к социальному окружению; особенности человека.
3. Система мотивов = направленность личности.
- соподчинение мотивов (познавательные, взгляды, убеждения, есть соц.мотивы).
Личность = система отношений. Поддаются нравственной оценке. Формируются социумом.
Особое отношение: отношение к себе – самосознание.
4. Самосознание.
Человек отдает отчет в особенностях своей психики и регулирует/контролирует себя.
В развитии психики произошел качественный скачок.
Кроме сознания в психике человека существует другой мощный пласт – бессознательное (неосознаваемые компоненты деятельности человека).
Компоненты:
1. Подсознательные (неосознаваемое сопровождение деятельности):
|
|
- автоматизмы;
- навыки;
- привычки;
- установки (если проблема – начинаем решать);
- сопровождение тех или иных действий (пилить – напряжение - сжимаются зубы).
2. Неосознаваемые побудители деятельности.
3. неосознаваемые установки (пр: задача про лодки).
4. Надсознательные явления (интуиция, вдохновение).
5. Субсенсорное/подпороговое восприятие (пр: звуки не слышим, но мозг реагирует).
6. Неосознаваемые явления социально-психологического порядка (толпа, подражание (неосознанное)).
7. сознательное и бессознательное – взаимодействуют. Могут противоречить друг другу, и наоборот.
8. иррациональное побуждение – то, что не поддается сознательной оценке.
Билет 5.