Имеет отношение к отражению временных характеристик.
Последовательное отражение.
Особенности восприятия человека:
- восприятие речи;
- восприятие музыки.
Восприятие речи – воспринимаем целый набор характеристик (пр: мужчина/женщина; взрослый/ребенок, и т.д.).
Доминирующая роль в восприятии речи:
- отражение фонематических звуков.
Связано с мышлением (в очень явной форме).
Восприятие музыки – восприятие звуковысотных отношений (высоты звуков), ритмичной картины (звуки - паузы).
Моторика:
- внутреннее пропевание, проговаривание + само восприятие.
- более крупные движения – пр: вытягивание шеи, движения уха, и т.д.
Билет 17.
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение – активность субъекта, присутствует момент произвольности, связано с вниманием.
Активная интеллектуальная работа (приходится анализировать, интерпретировать).
Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.
Думающее восприятие.
Организованное восприятие.
|
|
Наличие цели, программы, фиксации данных наблюдения.
Выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, Н. как часть процесса худ. творчества, и т.п.
Основное условие научного наблюдения – объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного Н., либо применения иных методов исследования (напр, эксперимента).
Наблюдательность – способность замечать характерные особенности, иногда малозаметные.
Важное профессиональное качество в разных видах деятельности (техническая, биологическая, психологическая наблюдательность).
Важно учить наблюдать и формировать наблюдательность.
Наблюдательность основывается на интеллектуальном развитии. Приобретается в жизненном опыте, предполагает любознательность, пытливость.
Включает в себя работу разных анализаторов и мышление.
Развитие наблюдательности – важная задача формирования адекватного восприятия действительности.
Билет 18.
Понятие о памяти. Физиологические основы памяти.