Общая характеристика:
- принимает участие в формировании психики.
Разные подходы отмечают разные стороны памяти.
Подходы:
1. Ассоциативная психология. Связи случайного порядка, нет осмысленности.
2. Отечественная психология. Уделяют внимание осмысленной памяти, память связана с мышлением, связи не случайные. Изучают также роль деятельности.
3. Гештальтпсихология. К работе памяти имеет отношение структурированность.
4. Бихевиоризм. Роль подкреплений и повторений в памяти.
5. Психоанализ. Роль мотивации и эмоций. Биохимические основы памяти.
6. Когнитивная психология. Когнитивные схемы работы памяти (переход эконической памяти – моментальной памяти ® в кратковременную ® в долговременную память). Работающий материал, вплетенный в к-либо деятельность.
Билет 20.
Виды памяти.
I. По степени произвольности/по целям.
1. Непроизвольная память (бывает непроизвольное воспроизведение) – может бить весьма эффективна.
2. Произвольная (бывает произвольное воспроизведение).
|
|
II. По характеру психической активности.
1. Двигательная (танцор, балерина, пианист, водитель,…).
2. Эмоциональная.
3. Образная (сенсорно-перцептивная):
- зрительная;
- слуховая;
- обонятельная;
- вкусовая;
- осязательная.
4. Словесно-логическая.
III. По временному признаку и участию памяти в решении насущных задач.
1. Кратковременная (смысл уловлен – слова выпадают).
2. Долговременная (при повторении кратковременной. Стихи.).
3. Оперативная (работает и кратковременно и долговременно) – обслуживает ситуативную деятельность.
IV. По степени участия мышления.
1. Осмысленная (ассоциативная).
2. Механическая (пр: запом. телефона, зубрежка).
V. По степени сложности и представленности в памяти образных и отвлеченных компонентов.
1. Последовательный образ (сенсорная память).
2. Эйдетическая (образная память) – образ остается неизменным.
3. Образ представления.
4. Словесная память, связанная с мышлением.
Билет 21.
Запоминание и условия эффективности запоминания.
Условия:
1. Активная работа с материалом.
- понимание;
- осмысливание;
- план;
- выделение главного и подчинение мыслей;
- записывать, и т.д.
2. Повторение (надо, чтобы повторения были без повторения (разнообразить)).
3. Завершенность или незавершенность деятельности (степень активности деятельности).
4. Эмоциональный фактор.
- т.к. имеет отношение к мотивам человека.
Роль мотивов:
- интерес;
- стремление разобраться;
- цели и установки.
Зависит от индивидуального различия.
Критерий запоминания: воспроизведение материала имеет отношение к возникновению чувства уверенности.