Подходы к характеристике памяти

Общая характеристика:

- принимает участие в формировании психики.

Разные подходы отмечают разные стороны памяти.

Подходы:

1. Ассоциативная психология. Связи случайного порядка, нет осмысленности.

2. Отечественная психология. Уделяют внимание осмысленной памяти, память связана с мышлением, связи не случайные. Изучают также роль деятельности.

3. Гештальтпсихология. К работе памяти имеет отношение структурированность.

4. Бихевиоризм. Роль подкреплений и повторений в памяти.

5. Психоанализ. Роль мотивации и эмоций. Биохимические основы памяти.

6. Когнитивная психология. Когнитивные схемы работы памяти (переход эконической памяти – моментальной памяти ® в кратковременную ® в долговременную память). Работающий материал, вплетенный в к-либо деятельность.


Билет 20.

Виды памяти.

I. По степени произвольности/по целям.

1. Непроизвольная память (бывает непроизвольное воспроизведение) – может бить весьма эффективна.

2. Произвольная (бывает произвольное воспроизведение).

II. По характеру психической активности.

1. Двигательная (танцор, балерина, пианист, водитель,…).

2. Эмоциональная.

3. Образная (сенсорно-перцептивная):

- зрительная;

- слуховая;

- обонятельная;

- вкусовая;

- осязательная.

4. Словесно-логическая.

III. По временному признаку и участию памяти в решении насущных задач.

1. Кратковременная (смысл уловлен – слова выпадают).

2. Долговременная (при повторении кратковременной. Стихи.).

3. Оперативная (работает и кратковременно и долговременно) – обслуживает ситуативную деятельность.

IV. По степени участия мышления.

1. Осмысленная (ассоциативная).

2. Механическая (пр: запом. телефона, зубрежка).

V. По степени сложности и представленности в памяти образных и отвлеченных компонентов.

1. Последовательный образ (сенсорная память).

2. Эйдетическая (образная память) – образ остается неизменным.

3. Образ представления.

4. Словесная память, связанная с мышлением.


Билет 21.

Запоминание и условия эффективности запоминания.

Условия:

1. Активная работа с материалом.

- понимание;

- осмысливание;

- план;

- выделение главного и подчинение мыслей;

- записывать, и т.д.

2. Повторение (надо, чтобы повторения были без повторения (разнообразить)).

3. Завершенность или незавершенность деятельности (степень активности деятельности).

4. Эмоциональный фактор.

- т.к. имеет отношение к мотивам человека.

Роль мотивов:

- интерес;

- стремление разобраться;

- цели и установки.

Зависит от индивидуального различия.

Критерий запоминания: воспроизведение материала имеет отношение к возникновению чувства уверенности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: