Узнавание и воспроизведение.
На воспроизведение и узнавание влияют индивидуальные особенности.
Узнавание.
- разновидность воспроизведения.
Узнавание – воспроизведение материала при повторном восприятии.
Разные уровни сложности.
Совмещаются образ восприятия и образ памяти.
Воспроизведение.
- нет повторного восприятия.
Узнавание более простой процесс, т.к. имеет основу.
Но узнавание само по себе может быть разной сложности.
Воспроизведение:
1. Непроизвольное (перселерация – назойливое; ассоциативное; припоминание – активная работа мышления).
2. Произвольное/припоминание – активная интеллектуальная работа.
3. Воспоминание – присутствует момент значимости + эмоциональное состояние.
Билет 23.
Сохранение и забывание.
Условия сохранения:
Активное использование материала.
Без активного использования – забывание.
Забывание – позитивная сторона – ненужные сведения уходят (это нельзя преувеличивать, т.к. может забыть что-то нужное Þ вопрос о борьбе с забыванием).
Ременессенция – ложное забывание (может быть от переутомления). В первое время после получения информации.
Самое активное забывание происходит в первые 48 ч.
Осмысленный материал забывается медленнее и меньше (что-то все равно остается).
Неосмысленный материал забывается быстрее и тщательнее (может забыться навсегда).
Торможение.
Последующий материал тормозит предыдущий – ретроактивное торможение.
Предыдущий материал тормозит последующий – проактивное торможение.
На середину влияет и ретро-, и проактивное торможение – запоминание хуже.
Эффект края – начало и конец лучше запоминаются.
Билет 24.
Индивидуальные различия в памяти.
Память зависит от индивидуальных характеристик человека (свойств: личности, темперамента, опыта (профессиональная память), здоровья).
Индивидуальные различия в самой памяти.
1. В зависимости от:
- продуктивности работы анализаторов (зрительная, обонятельная, слуховая);
- деятельности (спорт - двигательная).
2. В плане соотношения образных и отвлеченных компонентов (конкретное/общее).
3. В плане соотношения темпа запоминания и забывания.
Четыре соотношения:
- быстрое запоминание и быстрое забывание;
- быстрое запоминание и медленное забывание;
- медленное запоминание и быстрое забывание;
- медленное запоминание и медленное забывание.
4. Резкая выраженность работы памяти – запоминание больших объемов.
Билет 25.






