Рыночная экономика в отличие от планово-регулируемой характеризуется большой неопределенностью, поскольку она предполагает множество субъектов хозяйствования, цели и мотивы поведения которых предсказать довольно трудно. Поэтому деятельность как отдельного предприятия, так и фирм постоянно связаны с риском. Если предприятие, ориентируемое на приростные показатели, старается в своем поведении минимизировать риск, то предприятие коммерческого типа сознательно идет на риск, учитывает этот фактор как константу в своей деятельности.
►Риск | это угроза того, что коммерсант понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал. |
Диапазон рисков достаточно широк — от угрозы того, что предприятие понесет потери в виде дополнительных расходов, получит доходы ниже тех, на которые рассчитывал, до несостоятельности предприятия и осуществления процедуры банкротства.
Предприятие работает в социальной и природной среде и решает задачи не детерминированного, а неопределенного характера. Предприятие ставит и решает задачи с выбором альтернативы, обеспечивающей лучший результат с заданной вероятностью. Оно может получить как лучший вариант решения с вероятностью (А), так и худший вариант с вероятностью (1- А).
|
|
В зависимости от социальной или природной среды, в которой функционирует предприятие, риски подразделяются на два класса (рис. 9).
Рис. 9. Схема рисков предприятия
1. Политический риск | это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли вследствие проводимой государственной политики. |
2. Технический риск | это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли вследствие непродуманных технических действий. |
3. Производственный риск | это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли вследствие неэффективной производственной деятельности. |
4. Финансовый риск | это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли вследствие изменений спроса и предложения на фондовом рынке. |
5. Инвестиционный риск | это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли из-за негативных результатов инвестирования. |
6. Коммерческий риск | это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли вследствие изменений спроса и предложения на рынке и неэффективной коммерческой работы. |
● Он может иметь следующие проявления:
4.1. Снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснения его конкурирующими товарами, введения ограничений на продажу.
|
|
4.2. Повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта.
4.3. Непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов).