Процесс тренировки, упражнений/процесс овладения деятельностью

1. Активизация контроля – играет большую роль.

Сперва исходит со стороны педагога, затем – самоконтроль.

Для эффективных упражнений необходимо повторение.

Бернштейн: нужно, чтобы повторения были без повторений.

Чтобы это происходило, нужно иметь контроль сначала извне, а затем – самоконтроль.

При каждом повторении – действие совершенствуется.

Если есть активизация контроля, то формирование навыка успешно.

2. Влияние прошлого опыта – перенос навыков.

(пр: музыкальное образование – компьютер (набирать), мотоцикл - автомобиль).

- позитивный/положительный – облегчает овладение новыми навыками.

- негативный – затрудняет процесс овладения новыми навыками = интерференция навыков (ухудшение эффективности овладения навыком).

3. Динамика овладения навыками.

Кривая формирования навыка.

(график: х – упражнения, у – показатель – è--- )

Самое интенсивное развитие навыков происходит в начале занятий.

Зависит от индивидуальных особенностей человека.

Качество действий меняется. Меняются характеристики действий (хотя, фактически, действия те же).

Если усваиваемое действие простое – то ускорение быстрее, и наоборот.

В процессе овладения наступает временная задержка – плато. Т.е. нет улучшения д-ти.

Моменты задержки – это нормальное явление, далее наблюдает улучшение.

Возникают вопросы личностного порядка: заинтересованность.

4. Гибкое использование заученного.

ü Когда происходит автоматизация, действие выполняется быстрее, ­ кач-во, сокращается напряжение, зрительный контроль заменяется двигательным.

Этапы формирования навыков.

1. Ознакомительный этап – осмысливаются действия, цели, смутное понимание способов.

2. Подготовительный этап – овладение отдельными элементами действия, отчетливое понимание способов выполнения. Но само выполнение действий – неточное, неустойчивое («С разу на раз не приходится»).

3. Стандартизирующий этап – автоматизация, элементы движения объединяются в целое, снижается сознательный контроль, повышается качество.

4. Варьирующий/ситуативный этап – гибкое выполнение действий.

Этапы развития умений.

Платонов.

1. Первичные умения.

2. Недостаточно умело действие.

3. Отдельные общие умения.

4. Высокоразвитые умения.

5. Мастерство.

Переход на стадию вторичных умений.

Когда вторичные умения усвоены, они, в свою очередь, будут развиваться. Будут все больше интегрироваться, усложняться.

Интеграция различных умений (пр: музыка – движение пальцев + слух + …, и т.д.).

Умения зависят от способностей, от одаренности Ч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: