Умения, навыки, привычки – степень овладения деятельностью, операциями.
Эти компоненты д-ти базируются на знаниях.
Платонов считает, что первичны навыки, т.к. умение – это определенный уровень мастерства.
Навык – оформленная операция.
Навыку предшествует умение.
Термином умение обозначаются разные деятельностные реальности (как несовершенный уровень, в процессе тренировок превращающийся в навык).
Первичное умение – несовершенная стадия выполнения действия (неуверенное выполнение действия).
Вторичное умение – гибкое использование умений и навыков. Этот тип умения строится на основе усвоения навыков.
ü В навыках и умениях констатируется уровень овладения деятельностью.
Первичные умения – строятся на знаниях, но выполнение действия несовершенное (ошибки, растянутость во времени).
По мере упражнений появляется автоматизация действий, операций и образуются навыки.
- Понижается уровень сознания, уровень напряжения;
- Замена зрительного контроля двигательным (но это в двигательных навыках).
|
|
Вторичные умения предполагают использование уже усвоенных навыков и знаний в плане решения конкретных задач ® гибкое применение умений.
Вторичные умения сами развиваются в свою очередь.
Они связаны с профессиональным мастерством. Мастерство развивается до бесконечности.
Навык.
– действие, которое выполняется довольно быстро, без особого напряжения + повышается качество (автоматизм). Формируется путем повторения.
Характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Навыки – для того, чтобы гибко действовать.
Виды навыков:
1. Сенсорные/перцептивные навыки – в основе – работа органов чувств (автоматизмы).
Автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.
(пр: повар – вкус, и т.д.).
2. Интеллектуальные/умственные навыки.
Навыки в решении задач (пр: водители; предложение-запятая, и т.д.).
Автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи.
3. Моторные/двигательные навыки
Автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений с целью его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
(пр: спортсмен, музыкант, балерина, речевая деятельность (произносительная), и т.д.).
Двигательный навык вкл. в себя перцептивный и интеллектуальный и реализуется ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления акта действия, направленного на преобразования реальных объектов.
Виды навыков могут сочетаться между собой, часто комбинируются.
|
|
Различаю также:
1. Исходно автоматизированные навыки – формируются без осознания их компонентов.
2. Вторично автоматизированные навыки – формируются с предворительным осознанием компонента действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.
Навык х-ся и степенью обощенности:
Чем шире класс. объектов, по отношению к которым навык может быть осуществлен, тем более он обобщен и лабилен.
Процесс формирования навыка…
- включает определение его компонентов и такое овладение операцией, которое позволяет достичь наивысших показателей на основе закрепления связей между компонентами.
Эмпирические факторы, влияющие на формирование навыков:
А) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление.
Б) уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операций, обратная связь.
В) полнота уяснения содержания операции, переход овладения от одного уровня к др.
Этапы формирования навыка:
Автоматизация. Упражнение с целью придания действию плавности, снятия напряжения.
Синтетический. Объединение элементов в целое действие.
Аналитический. Вычленение и овладение отдельными элементами действия.