Умения и навыки и их связь

Умения, навыки, привычки – степень овладения деятельностью, операциями.

Эти компоненты д-ти базируются на знаниях.

Платонов считает, что первичны навыки, т.к. умение – это определенный уровень мастерства.

Навык – оформленная операция.

Навыку предшествует умение.

Термином умение обозначаются разные деятельностные реальности (как несовершенный уровень, в процессе тренировок превращающийся в навык).

Первичное умение – несовершенная стадия выполнения действия (неуверенное выполнение действия).

Вторичное умение – гибкое использование умений и навыков. Этот тип умения строится на основе усвоения навыков.

ü В навыках и умениях констатируется уровень овладения деятельностью.

Первичные умения – строятся на знаниях, но выполнение действия несовершенное (ошибки, растянутость во времени).

По мере упражнений появляется автоматизация действий, операций и образуются навыки.

- Понижается уровень сознания, уровень напряжения;

- Замена зрительного контроля двигательным (но это в двигательных навыках).

Вторичные умения предполагают использование уже усвоенных навыков и знаний в плане решения конкретных задач ® гибкое применение умений.

Вторичные умения сами развиваются в свою очередь.

Они связаны с профессиональным мастерством. Мастерство развивается до бесконечности.

Навык.

– действие, которое выполняется довольно быстро, без особого напряжения + повышается качество (автоматизм). Формируется путем повторения.

Характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Навыки – для того, чтобы гибко действовать.

Виды навыков:

1. Сенсорные/перцептивные навыки – в основе – работа органов чувств (автоматизмы).

Автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.

(пр: повар – вкус, и т.д.).

2. Интеллектуальные/умственные навыки.

Навыки в решении задач (пр: водители; предложение-запятая, и т.д.).

Автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи.

3. Моторные/двигательные навыки

Автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений с целью его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

(пр: спортсмен, музыкант, балерина, речевая деятельность (произносительная), и т.д.).

Двигательный навык вкл. в себя перцептивный и интеллектуальный и реализуется ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления акта действия, направленного на преобразования реальных объектов.

Виды навыков могут сочетаться между собой, часто комбинируются.

Различаю также:

1. Исходно автоматизированные навыки – формируются без осознания их компонентов.

2. Вторично автоматизированные навыки – формируются с предворительным осознанием компонента действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

Навык х-ся и степенью обощенности:

Чем шире класс. объектов, по отношению к которым навык может быть осуществлен, тем более он обобщен и лабилен.

Процесс формирования навыка…

- включает определение его компонентов и такое овладение операцией, которое позволяет достичь наивысших показателей на основе закрепления связей между компонентами.

Эмпирические факторы, влияющие на формирование навыков:

А) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление.

Б) уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операций, обратная связь.

В) полнота уяснения содержания операции, переход овладения от одного уровня к др.

Этапы формирования навыка:

Автоматизация. Упражнение с целью придания действию плавности, снятия напряжения.

­

Синтетический. Объединение элементов в целое действие.

­

Аналитический. Вычленение и овладение отдельными элементами действия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: