Особенности психических процессов в условиях общения.
В условиях общения психические процессы меняют условия протекания, х-ки.
Бехтерев: предъявлял картинки, нужно было перечислять увиденные детали. В условиях общения эффективность восприятия более высокая.
Само общение зависит от характера, сложности задачи. В процессе восприятия ситуации происходит обогащение.
Б/я общению более полная форма, пестрота общения.
При общении легко обновляются к-то материалы памяти.
В мышлении картина неоднозначна и противоречива:
1. Изолированная работа и количественно и качественно выше.
2. В совместной д-ти вероятность решения задачи выше.
Факторы, влияющие на решение задач:
Исследование Кольцовой – эффективно влияние общения по отношению к средним учащимся.
Костюк – в процессе общения от него выигрывают слабые учащиеся, а у сильных результаты могут быть даже хуже.
Цуканова – решение задач лабиринтного типа.
* Взаимно положительные отношения и взаимно нейтральные ® эффективность в 1,5 раза выше.
|
|
* Взаимно отрицательные отношения – эффективность ниже. Иногда переходят на выяснения отношений.
Русалов – брал испытуемых с учетом особенностей темперамента:
При противоположных х-ках эффективность выше. Люди дополняют, корректируют др. др.
Пономарев – решение задач, требующих творческого подхода (в течение 30 мин.).
Индивидуально задачи не решили.
70% групп решили задачу.
Матюшкин – в процессе группового решения задачи некоторые моменты проявляются более ясно и понятно.
Б/я общению к-то звенья в решении задачи выпячиваются:
- обозначение проблемы.
- звено, следующее за нахождением решения.
Ч. больше осознает тот момент, который контролирует.
Усиливается момент осознания хода решения задач в процессе группового решения.
Факторы, влияющие на психические процессы:
- степень сложности задания.
- особенности ситуации.
- индивидуально-психологические особенности.
- социально-психологические факторы.
Билет 24.