- в голове у воспринимающего появляется примерно то же, что и у другого человека (повествующего).
+ при кодировании шифруются не только мысли. Слушатели должны декодировать и отношение, и …
- это сложный скоротечный процесс.
Восприятие речи зависит от:
- содержания сообщения.
- х-ер подачи материала (устная, письменная речь).
- подготовленность.
Этапы:
1. Восприятие звуков (фонематических).
2. Понимание значения слов.
Многозначность слов – расшифровка зависит от контекста.
/Та’м,арка упала = Тамарка упала = там арка упала = та марка упала/.
В устной речи есть существенная прибавка – невербальная коммуникация, б/я этому выпячивается содержательный момент.
Восприятие слова предполагает напряженную интеллектуальную работу.
3. Понимание фраз в предложении.
- коммуникация отношений;
- сравнительные конструкции.
Восприятие предложения не сводится к сумме восприятия слов.
(пр: фраза – х.з., но слова – знаем / слова – х.з., но смысл ясен).
Здесь появляется новый этап осмысления.
Восприятие = смысл.
Т.к. некоторые фразы – многозначны (пр: Иван пришел к Ольге с Петром):
В процессе восприятия предложений необходимо тормозить значение предложения или его части.
При восприятии коммуникации отношения осуществляется более сложная работа, чем при коммуникации события.
В сравнительных конструкциях воспринимается тоже сложная коммуникация. Большую роль играет память.
Необходимо одновременно схватывать все элементы высказывания.
4. Понимание сообщения (его блоков, больших кусков сообщения или в целом).
Восприятие сообщения не сводится к сумме восприятия предложений.
- сопоставление фраз, абзацев, и т.д. Выделение общих мыслей, общей идеи.
ü В плане мобилизации отвлеченного мышления – наиболее сложная работа с научным текстом.
ü В процессе чтения необходимо проводить параллельную работу, усматривать то, что скрыто за словами. В этом проявляется специфика художественного текста.
При восприятии речи или текста расшифровываем позиции, мотивы, отношения (а не только сообщение).
Билет 27.
Физиологические основы речи. Виды афазий.