Соотношение речи и мышления

Мышление осуществляется б/я речи.

Аспекты связи речи и мышления:

1. Уровень слова.

Выготский: уже в значении слова завязан «узел» единства речи и мышления. Слово обобщает и имеет отношение к понятию, понятие – это форма мышления.

При формировании понятий предполагаются мыслительные операции.

Мыслительные операции – основа общения.

2. Уровень предложения.

Связь на уровне кодирования и декодирования. Мы не можем рассматривать восприятие речи, не имея в виду мыслительную работу.

3. Уровень текста.

Выделение мыслей ® главных мыслей ® цепочки мыслей.

4. Процесс совместного развития речи и мышления.

Ребенок овладевает словами, а слова – это символы и знаки.

Значит, происходит и овладение понятиями. А значит, и мышлением.

В процессе совместного развития грамматика опережает логику.

5. Формирование понятий и умственных действий.

Концепция Гальперина: он говорит о поэтапном формировании умственных действий.

При переходе от внешне представленной формы умственных действий во внутреннюю – происходит несколько этапов:

- этап громкого проговаривания.

- этап проговаривания про себя.

Речь – важный фактор овладения понятиями.

Наиболее отчетливо связь речи и мышления проявляется во внутренней речи.

Даже за одним словом может быть клубок мыслей. Свернутость имеет отношение к порождению новых слов.

Развернутая форма внутренней речи имеет отношение к пониманию высказывания.

Эта связь проявляется в стилях д-ти.

Ерастов: стили д-ти связаны с определенными качествами ума (мышления).

С ясностью мысли ® доходчивость речи.

Глубина ума ® содержательность речи.

Организованность ума ® логическая стройность речи.

Но связи не однозначны.

Сама речевая д-ть приводит к способности действовать в уме.

Мы можем мыслить б/я использованию языка.

ü В динамической и семантической афазиях проявляются связи речи и мышления.

В динамической – речь не организованна, нет логико-грамматических последовательностей (нарушение речи и мышления).

В семантической – непонимание конструкций, Ч. не может различить значение служебных слов Þ Ч. не понимает связи и отношения между предметами.


Билет 29.

Характеристика видов устной речи.

Виды речи.

1. Внутренняя.

2. Эгоцентрическая (переходная от внешней к внутренней) – по форме внешняя, а по содержанию – внутренняя.

3. Внешняя.

а) письменная

б) устная.

- аффективная (эмоциональная речь).

- диалогическая.

- монологическая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: